Как известно, несколько месяцев назад Президент РФ дал указание победить бедность. Правда, при этом он не объяснил, как же это сделать. Изумленно-обрадованные граждане некоторое время терялись в догадках о механизме такого чуда, не напомнит ли оно библейское, про пять хлебов. Но при решении социальных проблем России начала XXI века можно обойтись и без использования сверхъестественных сил, так как у нашего государства (которое само по себе не менее сверхъестественно, чем библейские персонажи) имеется инструмент, используя который, оно может эту бедность побороть. Инструмент этот называется минимальный размер оплаты труда (МРОТ), и на его основе формируется заработная плата всех служащих бюджетного сектора экономики. А зарплата эта, что минимальная, что средняя, крайне низка, отчего государственные служащие перманентно находятся в состоянии бедности, которую и велел победить Президент. Таким образом, если этим служащим повысить зарплату, то тогда и бедность будет во многом ликвидирована, и властная вертикаль в который раз будет укреплена.
Естественно, за такое эффективное решение труднейшей проблемы сразу же ухватилась масса приближенного к власти народа, что привело, например, к проведению в Государственной Думе круглого стола на тему “О проблеме поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума”. Прожиточный минимум появился здесь не случайно. Дело в том, что этот самый МРОТ гораздо меньше прожиточного минимума, а минимум как раз считается границей бедности. И если МРОТ подтянуть до прожиточного минимума (а в дальнейшем поддерживать его на этом уровне), то все бюджетники перестанут быть бедными. Напомним, что сейчас МРОТ составляет 600 рублей в месяц, с начала 2005 года его планируют повысить до 720 рублей, а во второй половине того же года – до 900 рублей. Прожиточный же минимум во втором квартале 2004 года составлял 2363 рубля в месяц, а доход ниже этого уровня получали почти 30 миллионов россиян. Таким образом, несмотря на все планируемые повышения, МРОТ и, соответственно, доходы бюджетников все равно будут ниже прожиточного минимума раза в три. Поэтому “проблема” действительно существует, так как совершенно непонятно, откуда взять средства на доведение МРОТ до прожиточного минимума и какие макроэкономические изменения могут произойти после этого в российской экономике. Конечно, может быть, слушания в Государственной Думе и помогут решить эту проблему, но мы решили не дожидаться мнения законодателей и внести на рассмотрение читателей свои предложения по решению этого наболевшего вопроса.
Вопросов, собственно, два. Первый – сколько потребуется средств для повышения заработной платы бюджетников, и откуда их взять? А второй – что произойдет с российской экономикой после повышения МРОТ до прожиточного минимума? Судя по данным Министерства финансов РФ, приведенным в Проекте федерального бюджета на 2005 год, расходы на содержание служащих по отдельным бюджетным сферам распределились следующим образом:
Бюджетная сфера | Млрд. руб. |
Вооруженные силы | 112 |
МВД, Внутренние войска и вневедомственная охрана | 78 |
Налоговая служба | 36 |
Здравоохранение | 26 |
Образование | 59 |
Национальная экономика | 20 |
Итого | 331 |
Кроме этих расходов, связанных с содержанием “работающего” персонала, по нашему мнению, в расчет будущих расходов по бюджетной сфере надо включить выплаты тем, кто уже не работает (пенсионеры), и тем, кто не работает временно (безработные). При этом мы имеем в виду пенсионеров из Вооруженных сил и органов внутренних дел, которые получают выплаты из Федерального бюджета, а не из Пенсионного фонда. С учетом этих двух категорий граждан расходы бюджета возрастают еще на 136 млрд. руб.: 20 млрд. р. – пособия по безработице и 116 млрд. р. – пенсионные выплаты. Итого расходы на оплату рабочей силы, действующей, временно не работающей и уже отработавшей свое составят 467 млрд. руб. Вероятно, мы упустили еще какие-то расходы на персонал, но они уже не столь весомы. Таким образом, на заработную плату и прочие выплаты бюджетникам из Федерального бюджета уходит почти полтриллиона рублей. Если предположить, что из бюджетов регионов расходы на заработную плату приблизительно такие же, то тогда общий размер заработных плат и пособий, выплачиваемых из консолидированного бюджета России, равен почти триллиону рублей. Итак, один триллион – это та сумма, которую надо использовать в качестве базисной для расчета будущего повышения заработной платы. Ну а повысить ее надо в три раза, то есть до трех триллионов рублей. Итого, искомая сумма, нужная для этого повышения, – два триллиона рублей.
Поскольку сумма по нашим меркам гигантская, вопрос “Откуда взять деньги?” звучит очень актуально. Несмотря на все перевыполнения бюджета, несмотря на резкий рост бюджетных доходов, несмотря на многолетний бюджетный профицит, федеральный и региональные бюджеты не располагают ресурсами для такого повышения заработных плат и пособий работникам бюджетных организаций. Поэтому, кроме надежды на дополнительные доходы, надо принимать в расчет и возможное сокращение расходов по некоторым статьям бюджета. Одной из таких статей, по нашему мнению, могут быть платежи по внешнему долгу.
Нет-нет, мы, конечно, не предлагаем объявить дефолт или добиваться списания всего или большей части долга, и сэкономленные таким образом средств направить бюджетникам. Наоборот, мы считаем, что внешний долг надо платить полностью, более того, как это и предлагает Минфин РФ, - с опережением графика. Согласно материалам Министерства, объем внешнего долга России в случае его досрочного погашения может снизиться достаточно быстро. Графики оригинальных платежей и предложения Минфина по ускоренному погашению внешнего долга приведены в следующей таблице (данные на конец года):
$ млрд. | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
Оригинальный график | |||||||
Платежи за год | $14 | $9 | $10 | $9 | $4 | $4 | |
Остаток долга | $114 | $100 | $91 | $81 | $72 | $68 | $64 |
Предложение Минфина РФ | |||||||
Платежи за год | $21 | $21 | $21 | $9 | $4 | $4 | |
Остаток долга | $114 | $93 | $72 | $51 | $42 | $38 | $34 |
Кроме того, при досрочном погашении внешнего долга будут высвобождаться дополнительные средства благодаря экономии на процентных платежах, которые могут быть направлены на иные непроцентные расходы федерального бюджета. В 2006 г. эта экономия уже может составить $500 млн., а через два года достичь примерно $2 млрд.
Таким образом, если брать период 2005-2007 годы, то Минфин предлагает платить по долгу в два раза больше, чем предусмотрено соглашениями с нашими кредиторами. На более позднем этапе, в 2008-2010 годах, объемы платежей становятся одинаковыми. Публикуя подобный график, Министерство финансов публично признает, что оно располагает ресурсами, которые позволяют выплачивать ежегодно на $10 млрд. больше, чем это предусмотрено кредитными соглашениями. Конечно, эти суммы можно направить и на досрочное погашение долга. А можно – и на повышение заработной платы работникам бюджетных организаций. Естественно, сумма экономии на долговых платежах и требуемое повышение заработных плат не очень-то сопоставимы. Все-таки для повышения окладов ежегодно дополнительно требуется 2 трлн. руб., а отказ от досрочного погашения позволит увеличить зарплаты только на 280-300 млрд. руб. Но, во-первых, можно снизить затраты, сузив круг получателей дополнительных доходов. Во-вторых, кроме сэкономленных расходов будут и дополнительные доходы. Которые, после наполнения Пенсионного фонда, можно будет использовать на те же цели. И, в-третьих, после 2008 года долговые платежи и по одному, и по другому графику падают до $4 млрд. Следовательно, мы начинаем экономить ежегодно еще $6 млрд., что по текущему курсу дает еще 180 млрд. руб. И, таким образом, из искомых 2 трлн. руб. четверть уже найдена. Откуда возьмутся остальные средства, станет ясно из ответа на второй вопрос - что произойдет с российской экономикой после повышения МРОТ?
После повышения заработных плат осуществится резкое увеличение внутреннего спроса, которое по своим размерам сопоставимо с объемом ВВП. Если в прошлом году он составил 13 трлн. руб., то разовое, за один год увеличение внутреннего спроса на 260-280 млрд. руб. повысит его объем в следующем году сразу на 2%. Это не считая остальных факторов роста, которые только в 2003 году дали 7% роста ВВП, а в этом дадут не меньше 6%. Потребление домашних хозяйств возрастет в еще большей степени. При текущем объеме в 6,5 трлн. руб. его разовое увеличение на 260-280 млрд. руб. даст опять же разовое увеличение на 4%. Таким образом, благодаря росту заработных плат бюджетников и, как следствие, росту внутреннего спроса, ВВП добавляет сразу два процента к своему и так не маленькому темпу роста. И уже этот рост ВВП повлечет за собой рост доходов бюджетной системы России, который даст возможность и в дальнейшем повышать заработки бюджетников.
Эта схема, правда, страдает существенным недостатком. Мы не знаем, какая часть дополнительно полученных доходов будет израсходована на приобретение товаров внутреннего производства, а какая пойдет на оплату импортных товаров. Если вся или хотя бы большая часть дополнительных доходов будет израсходована на товары отечественные, то рост ВВП не сильно отклонится от проектируемых нами показателей. Но вот если доля импорта будет значительной (50% и более), то тогда эффект от роста заработных плат для экономики страны будет незначительным. Хотя, как правило, прирост доходов у малоимущих идет преимущественно на продукты питания, а у нас они в основном отечественного производства.
Но в любом случае, вне зависимости от макроэкономических эффектов, заработную плату надо повысить даже для того, чтобы хоть немного поднять жизненный уровень миллионов российских граждан.