будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 30, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Как предотвратить инвестиционную изжогу

В среду Государственная Дума рассмотрит бюджет 2006 года в четвертом, окончательном чтении, и главный государственный финансовый документ страны приобретет силу закона. Дальнейшее увеличение расходов на полицейский аппарат и на пропаганду его соответствия самым передовым нормам суверенной демократии вместе с широко распропагандированными “национальными проектами” финансового смягчения проблем в действительно кризисных областях не отменяют того факта, что в бюджете вновь заложен профицит, а по мере его исполнения продолжит накапливаться так раздражающий аппетиты многих Стабилизационный фонд.

После появления профицита, а потом и Стабилизационного фонда у нас тут же объявилась масса граждан, посчитавших, что государство – плохой управляющий, и надо бы дать ему несколько полезных советов, как этим фондом получше распорядиться.

Опасения граждан понятны. В стране давно все поизносилось, особенно - производственная и социальная инфраструктура, и ее надо бы скорее реанимировать. Кроме того, за последние пятнадцать лет накопились серьезные социальные диспропорции, которые тоже требуют какой-то расшивки. Да и широкие массы населения, слегка подустав от пропагандистского шума насчет удвоения ВВП, хотят увидеть это самое удвоение “в натуре”, то есть потрогать мозолистыми руками свои распухшие денежные доходы.

С другой стороны, наша федеральная финансовая собака на сене слишком слабо выстраивает линию обороны, и ее тихий лай еле слышен за воем шакалов, окруживших большой стог сена с названием “Стабилизационный фонд”. А те причины, по которым профицит бюджета отправлялся в этот фонд, – резерв на случай падения нефтяных доходов и ресурс для досрочного погашения внешнего долга – уже давно всеми забыты и в качестве серьезного аргумента не воспринимаются. Забыты, в частности, потому, что текущие доходы бюджета настолько велики, что их хватит не только на досрочное погашение долга, но и еще на многое другое. А раз так, то формировать большой Стабфонд смысла как бы не имеет, и все сверхдоходы можно тратить на решение накопившихся проблем.

В том, что доходы федерального бюджета в самом деле зашкаливают за все разумные пределы, можно убедиться, посмотрев на отчет Минфина о его исполнении за январь-октябрь текущего года. За этот период расходы составили 2,7 трлн. руб., а вот доходы – 4,1 трлн. руб. Разница между доходами и расходами, то есть профицит, оказался просто гигантским, - 1,4 трлн. руб. - и именно он позволил создать к началу ноября Стабилизационный фонд размером в 1 трлн. руб. и досрочно погасить часть внешнего долга (странам-членам Парижского клуба кредиторов) на 400 млрд руб. Более того, наличие в Стабфонде свободного триллиона позволяет быстро и без проблем погасить и оставшуюся задолженность перед ними, которая составляет $29 млрд. После чего общий остаток внешнего государственного долга России будет равен $58 млрд, а большая часть его оформлена облигациями валютных займов со сроком погашения до 2030 года.

Обслуживание такой суммы для российских государственных финансов большого труда уже не составит. Если поток доходов останется на прежнем уровне, профицит бюджета при этом станет до неприличия большим, и его в любом случае придется как-то тратить. Вот тогда рецепты разного рода желающих попользоваться государственными средствами придутся как нельзя кстати. Правда, то, что они пойдут на пользу российской экономике, - далеко не факт, потому что большие средства, если их потратить не там и не в то время, могут нанести большой ущерб.

Как нам представляется, реализация большого количества инвестиционных проектов сейчас будет некстати по следующим соображениям. Во-первых, в настоящее время в мировом хозяйстве генерируется достаточно большой спрос на сырье и материалы, производителем которых является российская индустрия. Внешний спрос обеспечивает ее заказами на полную катушку, и нужен ли ей еще и дополнительный внутренний спрос, который появится вместе с новыми инвестпроектами, - это вопрос, требующий отдельного рассмотрения. Во-вторых, даже если какие-то инвестпроекты будут реализовываться, они создадут конкуренцию за ресурсы на внутреннем рынке, что погонит цены на них вверх и сделает нерентабельными ныне действующие проекты. То есть, увеличив выпуск продукции и занятость в одном месте, мы сократим выпуск и занятость в другом. В-третьих, рост продукции вызовет повышение нагрузки на транспортную инфраструктуру, которая и так работает на пределе своих возможностей, а это, в свою очередь, спровоцирует массовые аварии и остановку производства. И, в-четвертых, даже если направить часть капиталовложений на расширение пропускной способности транспортной сети, это будет означать ту же самую конкуренцию за ресурсы с внешними потребителями, которая ничего, кроме роста цен и замораживания начатых проектов, не даст. Таким образом, хотим мы того или не хотим, инвестиционные аппетиты придется поумерить и дождаться лучших времен, когда реализация масштабных проектов не вызовет усиления конкуренции за ресурсы.

Другое направление использования больших бюджетных средств состоит в расширении социальных расходов. Дело это нужное, так как социальный сектор у нас в стране оказался самым запущенным. Более того, политика Президента РФ в этом вопросе уже определена озвучиванием национальных социальных проектов, и поэтому проблем с их финансированием пока быть не должно. Но проблемы могут возникнуть с другим. Рост финансирования социального сектора означает рост внутреннего спроса, так как большая часть этих средств уйдет на выплату заработных плат и разного рода пособий. Но вот будет ли готово внутреннее предложение адекватно ответить на рост внутреннего спроса? Может быть, наша промышленность, работающая непосредственно на потребителя, еще имеет недозагруженные мощности и сможет быстро увеличить выпуск товаров пропорционально возросшему спросу. Или, если мощностей не хватает, но инвестиционный цикл в этих отраслях короткий, сможет быстро эти мощности создать. Тогда проблем никаких, и рост доходов работников социальной сферы только повысит эффективность имеющегося производственного потенциала. Но вот если мощности полностью загружены или их создание потребует длительного времени и больших затрат, то рост внутреннего спроса вызовет или рост импорта (что еще полбеды), или рост цен, так как столкнувшись с ростом спроса при нехватке мощностей производители обязательно повысят цены. И тогда, к сожалению, весь эффект от роста доходов сойдет на нет.

Единственным выходом из сложившейся ситуации представляется как раз та самая нелюбимая аккумуляция избыточных доходов бюджета в Стабилизационном фонде, потому что позволит перенести в будущее накопленный инвестиционный потенциал, чтобы реализовать его в более благоприятных внешних условиях. Например, при падении мировых цен на ресурсы вроде нефти и металлов. Тогда их экспорт станет менее выгодным, и часть этого ресурсного потока можно будет перенаправить на внутренний рынок, на реализацию ключевых инвестиционных проектов – благо источники финансирования будут уже в наличии. Средства Стабфонда помогут, во-первых, поддержать внутреннее производство и сделать его в некотором смысле независимым от внешнего спроса, во-вторых, реализовать ключевые проекты и расшить накопившиеся диспропорции и, в-третьих, – поддержать уровень доходов и занятости на достаточном уровне.

Именно такое распоряжение средствами государственного финансового резерва, как нам представляется, было бы наиболее оптимальным. Вопрос только в том, смогут ли дождаться транспортные сети страны и ее социальный сектор того прекрасного момента, когда спрос внешней экономики на российские товары сократится и мы сможем произвести ресурсный маневр, отправив их на реализацию структурообразующих проектов, позволяющих поддерживать и расширять внутренний спрос и предложение.

См. также:

  • Гриценко. Перепрофилирование российского бюджета
  • Арсенин. Теорема маршала Шапошникова
  • Гриценко. Как нам распилить Стабфонд
  • Гриценко. Лебедь, рак и щука среднесрочного развития
  • Гриценко. Удвоение по Фрадкову
  • Гриценко. Битва за лишние деньги
  • Гриценко. Шестой претендент на сверхдоходы
  • Гриценко. Как победить бедность
Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).