Политический кризис на Украине вступает в новую фазу. Некоторые регионы Юга и Востока, где большинство получил Виктор Янукович, выдвинули лозунг “автономизации”. Понятно, что подобный лозунг является и способом давления на “оранжевых” оппонентов, и подготовкой “запасного аэродрома”. Подготовкой на тот случай, если продавить победу Януковича не получится, и президентом Украины будет избран Виктор Ющенко. Тогда уже Юг и Восток Украины станут протестными территориями, и местным властям, по примеру Киевской управы, надо будет готовиться к противостоянию с какими ни какими, но законно избранными властями. Причем, такое развитие событий выглядит вполне естественным и понятным. Пока на верху никакой власти нет, а хозяйственные и социальные вопросы все-таки надо решать непрерывно, роль и значение местных органов власти будет расти день ото дня. Потому что вместо недееспособного Правительства и непонятно какого Президента действовать и принимать решения будут именно они. И с затягиванием политического кризиса влияние областных и городских cоветов начнет выходить за рамки, очерченные Конституцией Украины.
Если противостояние продлится еще месяц, то та самая верховная власть, за которую так сражаются два Виктора, превратится в одно название. Реальная власть уйдет на нижний уровень, и отбирать ее обратно не очень легитимному Центру будет трудно. Может быть, эта новая власть и попытается восстановить прежний конституционный порядок, а может, все оставит так, как сложится. В любом случае, регионы получат гораздо больше прав, чем у них есть сейчас, и “автономизация” снизу будет закреплена законодательными решениями сверху. Причем застрельщиками этого процесса выступили как раз сторонники Ющенко – это они смещали губернатора во Львове и брали штурмом власть в Чернигове. Пример оказался заразительным, джинна выпустили из бутылки, и процесс полураспада молодой украинской республики начался.
Выдвинув лозунг, местные органы власти начинают потихонечку его реализовывать. По сообщениям информагентств, несколько областей Юго-Востока Украины уже заявили о том, что не будут перечислять в доход государственного бюджета налоги, собираемые на их территориях. Таким образом, перекачка финансовых ресурсов с центрального на региональный уровень уже началась. Через неделю обнаружится, что государственным служащим нечем выплачивать заработную плату, а госучреждениям – оплачивать коммунальные услуги. Зато региональные бюджеты с приятным удивлением ощутят солидную прибавку в своих доходах и, скорее всего, поспешат эту свалившуюся с неба добычу разделить по справедливости. И жители вновь образованных автономий тут же почувствуют экономическую выгоду от политических решений своих властей.
Но перевод на себя финансовых потоков государства – это только первый шаг в процессе получения статуса автономии. Следом за государственными доходами жертвой раскольников может стать и государственная собственность. Поскольку на Украине, впрочем, как и в России, приватизация еще не завершена, и в руках центрального правительства находятся пакеты акций крупных промышленных предприятий, то вторым шагом местных властей может быть перевод (говоря проще, захват) государственных пакетов акций. После чего отделение экономики от центральной государственной власти можно будет считать свершившимся. Правда, в руках центра останется любимое оружие демократический властей - Центральный банк с его правом денежной эмиссии. Сможет ли новое правительство удержаться и не прибегнуть к печатанию денег для покрытия “выпадающих” доходов - это большой вопрос, пикантность которому придает то обстоятельство, что кандидат Ющенко в свое время как раз и был председателем украинского Центробанка и прослыл сторонником жесткой антиинфляционной денежной политики. Если он удержится от соблазна, то и ладно. А если нет, то тогда он своими руками развалит денежную систему Украины. После чего процесс полураспада существенно ускорится.
Другой вопрос, смогут ли автономизированные территории просуществовать самостоятельно. Все-таки экономика Украины – это большой хозяйственный комплекс, внутри которого за 13 лет независимости успели сформироваться кое-какие хозяйственные связи. Да и внутренний рынок, несмотря на свою маломощность, определенную ценность все же представляет. Не получится ли так, что в погоне за самостоятельностью регионы спровоцируют хозяйственный кризис, который сведет на нет все успехи в политической сфере? Но, похоже, что и с этой стороны Юго-Востоку ничего особенно страшного не грозит. На территории этих регионов находится почти вся более или менее значимая промышленность Украины – угольная, металлургическая, нефтеперерабатывающая, основная химия и крупное машиностроение, в том числе – военное. Сельское хозяйство на Юго-Востоке такое же развитое, как во всей республике, переработка сельхозпродукции налажена, так что голод и холод, а также массовая безработица Луганску, Харькову и Донецку не грозят. Более того, Юго-Восток, и в этом его основное преимущество, автоматически начинает контролировать все морские порты Украины – Николаев, Херсон, Одессу и, конечно, Севастополь. Правда, “на другой стороне” останется промышленный район Киева, но без него, как нам кажется, Юго-Восток прекрасно обойдется.
Таким образом, при реализации не сверхвероятного, но все же реалистичного неблагоприятного сценария развития ситуации лозунг “автономизации” вполне может стать реальностью, и какая Украина получится после его воплощения в жизнь, сказать будет очень трудно.
См. также: Якраина и Юкраина.