Федеральный бюджет - это план государства по доходам и расходам. Он обсуждается и принимается ежегодно в четвертом квартале. Слово “бюджет” постоянно на слуху, но в том, что собой представляет этот бюджет, сейчас разбираются по большей части только финансисты и экономисты. А между тем, обычным гражданам, возможно, тоже было бы полезно в нем ориентироваться, чтобы получать информацию о том, что их интересует.
Чтобы узнать ответы на эти и многие другие вопросы, достаточно разобраться в том, как устроен федеральный бюджет. Трудность в том, что это очень большая и сложная система. Но есть и хорошая новость: данные федерального бюджета регулярно публикуются в открытом доступе в структурированном виде, так что все желающие могут их использовать. Конечно, какую-то информацию о бюджете можно получать из СМИ. Но СМИ тоже не всегда хорошо разбираются в этой системе. Кроме того, они могут представлять неполную картину. СМИ любят писать о его основных показателях, таких как сумма прогнозируемых доходов и расходов, сумма дефицита или профицита, но тому, как изменяется бюджет в течение года или размеру финансирования отдельных министерств или мероприятий, уделяется меньше внимания.
В этом материале мы попытаемся в общих чертах рассказать об устройстве этой системы.
Прогнозируемые доходы и расходы федерального бюджета на 2018 год, утвержденного 5 декабря, составляли 15,26 трлн. рублей и 16,53 трлн. рублей соответственно, а поправки, внесенные Президентом РФ в июле, увеличивают сумму доходов на 1,8 трлн. руб., а расходов - на 61,9 млрд. руб.
Помимо поправок, публикуемых в виде федеральных законов, каждые 2 недели Минфин России на своем сайте в формате Excel публикует обновленную сводную бюджетную роспись (СБР), содержащую актуальную информацию о планируемых расходах федерального бюджета. В сводной бюджетной росписи каждый желающий может найти интересующие его данные по нескольким измерениям: по распорядителям бюджета (федеральным госорганам и организациям, которые распределяют деньги между подведомственными организациями или выдают субсидии), по функциональной структуре расходов (на что будут потрачены бюджетные средства) и по видам расходов (каким способом будут осуществляться расходы).
Что мы можем узнать о расходах бюджета из СБР, опубликованной Минфином России в начале августа? Общая сумма планируемых расходов в 2018 году, согласно СБР, составляет 14,08 трлн. руб., а все данные представлены в виде иерархии. Например, общая сумма расходов на Федеральное агентство научных организаций, составляющая 108 млрд. руб., ниже раскрывается по функциональной классификации расходов. Иерархическая структура, в которой публикуются федеральные и региональные бюджеты, не позволяет аналитикам или программистам делать статистические подсчеты без предварительных преобразований. По этой причине данные из официального файла были преобразованы в линейную структуру.
Фрагмент сводной бюджетной росписи по расходам федерального бюджета
Кто распоряжается федеральным бюджетом? (ГРБС)
Распоряжаться деньгами из бюджета могут 95 организаций, называемых главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС). То есть они имеют право тратить выделенные на них средства, например, на зарплату своим сотрудникам, или передать их другим организациям. К ГРБС относятся федеральные госорганы (министерства, агентства, службы), госкорпорации “Росатом” и “Роскосмос” и несколько федеральных учреждений (например, Государственный Эрмитаж, Большой театр России, Российская академия наук, МГУ и СПбГУ).
ТОП-25 ГРБС по суммам расходов представлен на графике. Можно заметить, что расходы Минфина России (5,55 трлн руб.) составляют 39,5% всех расходов федерального бюджета. Это связано с тем, что 75,1% полученного финансирования Минфин России потратит не сам, а перечислит в региональные бюджеты как межбюджетный трансферт, а еще 14,9% потратит на обслуживание государственного долга.
Среди ГРБС, являющихся госкорпорациями или учреждениями, суммы распределились следующим образом: Роскосмос - 175,1 млрд руб., Росатом - 68,9 млрд руб., РФФИ - 21,1 млрд руб., МГУ - 16,0 млрд руб., НИЦ “Курчатовский институт” - 14,8 млрд руб., РАНХиГС - 9,6 млрд руб., СПбГУ - 9,4 млрд руб., Большой театр - 4,7 млрд руб., РАН - 4,33 млрд руб., Государственный Эрмитаж - 2,8 млрд руб., Госфильмофонд России - 0,85 млрд руб. и Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова - 0,25 млрд руб.
Что финансируется из бюджета?
Анализ госорганов и организаций, получающих финансирование, - это только одно из измерений, по которым можно анализировать бюджет. Другими измерениями являются разделы, подразделы, программы и подпрограммы, которые показывают, на что именно пойдут средства.
Например, разделы и подразделы позволяют понять, какие функции и подфункции государства будут выполнены за счет указанных средств. Распределение средств федерального бюджета по разделам представлено на графике. На социальную политику выделяется 33% всех средств бюджета, 16% - на национальную экономику, по 9% - на национальную безопасность и правоохранительную деятельность и общегосударственные вопросы.
Каждый из разделов состоит из нескольких подразделов, например, раздел “Социальная политика” включает в себя пенсионное обеспечение, социальное обеспечение и обслуживание населения, охрану семьи и детства и другие вопросы национальной политики.
При этом те же самые функции (разделы и подразделы) встречаются и в региональных бюджетах. Например, если вас интересуют федеральные расходы на высшее образование, то вам нужно найти соответствующие раздел (“Образование”) и подраздел (“Высшее образование”) в федеральном бюджете, а если региональные расходы - то в бюджете региона.
Помимо разделов и подразделов в федеральном бюджете выделяются целевые статьи расходов, содержащие информацию о государственных программах, подпрограммах и непрограммных расходах.
Госпрограмма - это документ стратегического планирования, содержащий информацию о комплексе планируемых мероприятий, задачах, сроках, исполнителях и ресурсах. Подробное определение можно прочитать на сайте госпрограмм, но информацию о них на нем изучать не стоит, так как выборочная проверка данных показала, что информация на нем не актуальна. Для изучения исполнителей, показателей и сроков по интересующей вас программе лучше воспользоваться сайтом Правительства России, а информацию о планируемых расходах по госпрограммам можно найти в федеральном бюджете. Примеры госпрограмм: “Доступная среда”, “Развитие здравоохранения”, “Развитие науки и технологий”. Примеры непрограммных расходов (статей) - “Обеспечение функционирования Президента РФ и его администрации”, “Государственная корреспонденция”.
Один и тот же раздел может встречаться в нескольких госпрограммах, точно также одна и та же программа может включать в себя расходы из нескольких разделов. Например, госпрограмма “Развитие физической культуры и спорта” включает в себя расходы по нескольким функциям государства (разделам): образование, общегосударственные вопросы, СМИ, физическая культура и спорт.
В федеральном бюджете на 2018 год больше всего расходов запланировано на “Развитие пенсионной системы” (25,2%), “Реализацию функций иных федеральных органов гос. власти” (14,3%), Госпрограмму “Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков” (11,6%) и Госпрограмму “Социальная поддержка граждан” (10,9%). При этом по данным бюджета за один год нельзя делать выводы о том, какая госпрограмма больше финансируется, так как почти все госпрограммы являются многолетними. Например, расходы Госпрограммы “Развитие науки и технологий на 2013 - 2020 годы” в этом году составят 188 млрд руб., но общий объем финансирования госпрограммы за 8 лет превысит 1 трлн руб.
Каждая программа состоит из нескольких подпрограмм.
Каким способом будет потрачен федеральный бюджет?
Ответить на вопрос “как будут потрачены средства” могут виды расходов. Всего в федеральном бюджете их 8. Например:
Комбинация измерений, например, разделов и видов расходов, позволяет узнать, что большая часть перечислений в другие бюджеты (межбюджетных трансфертов) идет на социальную политику, а больше половины всех расходов на выплаты персоналу идут на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность.
Все статистические данные и примеры рассчитаны на основе сводной бюджетной росписи, актуальной на 1 августа 2018 года и опубликованной Минфином России. Статья не претендует на то, чтобы быть учебником по государственным финансам и точно воспроизводить и объяснять всю терминологию и бюджетную классификацию (для этого нужен отдельный курс или цикл статей), но, на наш взгляд, может быть отправной точкой для погружения в тему госфинансов и использования открытых данных.