Карпулинг, или райдшеринг, совместное использование частного автомобиля с помощью онлайн-сервисов поиска попутчиков, наконец привлек внимание правительства. В России государство приступило к созданию правил для пользователей этих сервисов.
Сейчас в России есть несколько наиболее популярных сервисов, которые предлагают водителям при междугородних поездках искать себе попутчиков за небольшую плату (предполагается, что собранные деньги должны «отбить» затраты на топливо. Пионер рынка — французская компания BlaBlaCar, но также есть BeepCar, «Яндекс.Попутка» и другие.
В законодательстве пока нет никакого специального регулирования этих перевозок, что иногда становится причиной проблем. Например, BlaBlaCar и подобные сервисы уже давно используют не только автолюбители, которым нужно поехать в соседней город и они готовы взять попутчиков, но и профессиональные перевозчики, которые покупают порой специально для этих целей микроавтобусы, и даже целые транспортные компании. «Выловить» таких профессионалов администрации сервиса, как правило, не представляет труда — или по потоку жалоб пользователей, или по регулярности заявок — но этого, почему-то, не делается.
В итоге сервисы карпулинга становятся настоящим конкурентом транспортных компаний, которые теряют рынок, клиенты просто переходят к более дешевым перевозчикам, которые не платят налогов, не покупают страховок и не должны соблюдать достаточно жесткое законодательство.
В 2017 году в Краснодарском крае даже был создан Региональный автотранспортный союз (РТС), который первым же делом обратился в прокуратуру с требованием проверить правомерность деятельности сайта Blablacar на территории России. 12 сентября 2017 года суд Тимашевского района Краснодарского края удовлетворил требования прокурора, признал незаконной информацию, опубликованную на BlaBlaCar и постановил заблокировать сайт на территории страны. В администрации ресурса о решении суда узнали почти что случайно, от одного из пользователей, подали апелляционную жалобу в краевой суд, а в декабре 2017 года министр экономики и финансов Франции Брюно Ле Мэр даже обсудил происходящее с министром промышленности и торговли России Денисом Мантуровым.
В итоге апелляционная инстанция 19 декабря отменила решение районного суда, а в июне 2018 года прокуратура отказала РТС в подаче кассации. А тем временем, как пишет «Коммерсантъ», в конце мая уже начались консультации о том, как регулировать этот бизнес. Из некоторых регионов предлагали полностью его запретить, предсказывая, что иначе платформы станут основой для черного рынка перевозок. Дептранс Москвы, а также Свердловская и Белгородская области предложили регулировать коммерческую составляющую карпулинга по аналогии с лицензированием агрегаторов такси.
Представители автобусных перевозчиков настаивают, что BlaBlaCar и другие сервисы карпулинга позволяют водителям зарабатывать. Как отмечается в презентации ассоциации ЕТС «Автобусные линии страны», на BlaBlaCar и «Попутчик.ру» водители размещают информацию об услугах по перевозке пассажиров, но поездки происходят «без необходимых лицензий». По оценке ассоциации, в 2017 году сервисы карпулинга перевезли около 18 млн пассажиров, оборот этого рынка составил 9,6 млрд рублей, а уже по итогам 2018 года он вырастет до 31 млн пассажиров и 16,3 млрд руб. Причем в ассоциации уверены, что рост возможен только «за счет катастрофического ущерба для рынка автобусных перевозок». Компании вынуждены сокращать количество отправлений или вовсе приостанавливать обслуживание маршрутов из-за отсутствия пассажиропотока.
19 июля по итогам рассмотрения этих предложений вице-премьер Максим Акимов поручил сформировать рабочую группу для урегулирования правоотношений при карпулинге. По данным «Коммерсанта», рабочая группа уже провела совещание под руководством заместителя министра транспорта Николая Асаула, в мероприятии участвовали сотрудники МВД, Минэкономики, Минкомсвязи, ФНС, региональных транспортных властей Москвы, представители BlaBlaCar и Центральной пригородной пассажирской компании, управляющей подмосковными электричками, а также отраслевые ассоциации. Одна из целей рабочей группы — выяснить, можно ли в принципе гарантировать, что поездки через карпулинговые платформы не будут использоваться для ведения предпринимательской деятельности.
В Европе пока нет единого подхода к регулированию карпулинга. Во Франции с 2013 года он признан законным, а в 2015 году появилось уточнение, что водитель не имеет права извлекать прибыль, но может делить расходы. Посредническая компания может извлекать прибыль, причем это не считается оказанием транспортных услуг. В Германии карпулинг не регулируется, но власти вправе вводить спецразрешения для нерегулярных пассажирских перевозок на микроавтобусах.