будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минтранспорта такси транспорт
Май 17, 2025
Хозяйство
Карпюк Илья

Карпулинг, райдшеринг. Теперь мы идем к вам

Карпулинг, райдшеринг. Теперь мы идем к вам
Blablacar_nalepka_FR
Стикер BlaBlaCar. Источник: Michał Beim/Wikimedia Commons

Карпулинг, или райдшеринг, совместное использование частного автомобиля с помощью онлайн-сервисов поиска попутчиков, наконец привлек внимание правительства. В России государство приступило к созданию правил для пользователей этих сервисов.

Сейчас в России есть несколько наиболее популярных сервисов, которые предлагают водителям при междугородних поездках искать себе попутчиков за небольшую плату (предполагается, что собранные деньги должны «отбить» затраты на топливо. Пионер рынка — французская компания BlaBlaCar, но также есть BeepCar, «Яндекс.Попутка» и другие.

 
Продвижение BlaBlaCar
David McSpadden/Wikimedia Commons

В законодательстве пока нет никакого специального регулирования этих перевозок, что иногда становится причиной проблем. Например, BlaBlaCar и подобные сервисы уже давно используют не только автолюбители, которым нужно поехать в соседней город и они готовы взять попутчиков, но и профессиональные перевозчики, которые покупают порой специально для этих целей микроавтобусы, и даже целые транспортные компании. «Выловить» таких профессионалов администрации сервиса, как правило, не представляет труда — или по потоку жалоб пользователей, или по регулярности заявок — но этого, почему-то, не делается.

В итоге сервисы карпулинга становятся настоящим конкурентом транспортных компаний, которые теряют рынок, клиенты просто переходят к более дешевым перевозчикам, которые не платят налогов, не покупают страховок и не должны соблюдать достаточно жесткое законодательство.

В 2017 году в Краснодарском крае даже был создан Региональный автотранспортный союз (РТС), который первым же делом обратился в прокуратуру с требованием проверить правомерность деятельности сайта Blablacar на территории России. 12 сентября 2017 года суд Тимашевского района Краснодарского края удовлетворил требования прокурора, признал незаконной информацию, опубликованную на BlaBlaCar и постановил заблокировать сайт на территории страны. В администрации ресурса о решении суда узнали почти что случайно, от одного из пользователей, подали апелляционную жалобу в краевой суд, а в декабре 2017 года министр экономики и финансов Франции Брюно Ле Мэр даже обсудил происходящее с министром промышленности и торговли России Денисом Мантуровым.

 
Денис Мантуров
kremlin.ru

В итоге апелляционная инстанция 19 декабря отменила решение районного суда, а в июне 2018 года прокуратура отказала РТС в подаче кассации. А тем временем, как пишет «Коммерсантъ», в конце мая уже начались консультации о том, как регулировать этот бизнес. Из некоторых регионов предлагали полностью его запретить, предсказывая, что иначе платформы станут основой для черного рынка перевозок. Дептранс Москвы, а также Свердловская и Белгородская области предложили регулировать коммерческую составляющую карпулинга по аналогии с лицензированием агрегаторов такси.

Представители автобусных перевозчиков настаивают, что BlaBlaCar и другие сервисы карпулинга позволяют водителям зарабатывать. Как отмечается в презентации ассоциации ЕТС «Автобусные линии страны», на BlaBlaCar и «Попутчик.ру» водители размещают информацию об услугах по перевозке пассажиров, но поездки происходят «без необходимых лицензий». По оценке ассоциации, в 2017 году сервисы карпулинга перевезли около 18 млн пассажиров, оборот этого рынка составил 9,6 млрд рублей, а уже по итогам 2018 года он вырастет до 31 млн пассажиров и 16,3 млрд руб. Причем в ассоциации уверены, что рост возможен только «за счет катастрофического ущерба для рынка автобусных перевозок». Компании вынуждены сокращать количество отправлений или вовсе приостанавливать обслуживание маршрутов из-за отсутствия пассажиропотока.

 
Междугородные автобусы
АГН "Москва"

19 июля по итогам рассмотрения этих предложений вице-премьер Максим Акимов поручил сформировать рабочую группу для урегулирования правоотношений при карпулинге. По данным «Коммерсанта», рабочая группа уже провела совещание под руководством заместителя министра транспорта Николая Асаула, в мероприятии участвовали сотрудники МВД, Минэкономики, Минкомсвязи, ФНС, региональных транспортных властей Москвы, представители BlaBlaCar и Центральной пригородной пассажирской компании, управляющей подмосковными электричками, а также отраслевые ассоциации. Одна из целей рабочей группы — выяснить, можно ли в принципе гарантировать, что поездки через карпулинговые платформы не будут использоваться для ведения предпринимательской деятельности.

 
Конференция 2012 года в Париже
OuiShare/flickr.com

В Европе пока нет единого подхода к регулированию карпулинга. Во Франции с 2013 года он признан законным, а в 2015 году появилось уточнение, что водитель не имеет права извлекать прибыль, но может делить расходы. Посредническая компания может извлекать прибыль, причем это не считается оказанием транспортных услуг. В Германии карпулинг не регулируется, но власти вправе вводить спецразрешения для нерегулярных пассажирских перевозок на микроавтобусах.

Карпюк Илья
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).