будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 6, 2025
Хозяйство
Цыганок Анатолий

Каспийский энергосоюз

Конец недели во многом прошел под знаком противостояния двух энергопроектов: диверсификации источников снабжения Европы нефтью и газом (саммит в Польше) и углубления сотрудничества постсоветских поставщиков энергоресурсов (саммит в Туркменбаши). Первый проект основывается на идее использования, наряду с энергоресурсами Азербайджана, транскаспийских поставок, минующих территорию России, второй - на базе расширения мощностей имеющихся трубопроводов и строительства новых по территории стран-участниц. В обоих саммитах участвовала делегация Казахстана, но лишь во втором - на уровне президента. Не спешит сделать однозначные ставки и Туркменистан - по заявлению его президента, транскаспийский проект не снимается с рассмотрения. Однако пока что договоренности достигнутые в ходе центральноазиатских переговоров Владимира Путина выглядят существенно более «живыми» и реализуемыми. Переговоры не закончились - визит Владимира Путина в Центральную Азию продлится до 15 мая, а до 1 сентября правительства России, Казахстана и Туркмении должны подготовить и подписать соглашение, предусмотренные нынешними договоренностями. Вряд ли прекратятся и попытки организации южного маршрута нефти и газа. Мы продолжим внимательно следить за происходящим, а пока публикуем первичный анализ результатов саммита, проведенный Анатолием Цыганком.

По мнению некоторых западных и российских СМИ, подписанная 12 мая президентом республики Казахстан, президентом России и президентом Туркменистана совместная декларация по итогам прошедшего в городе Туркменбаши саммита о строительстве прикаспийского газопровода, который пройдет вдоль побережья Каспия по территории Туркмении, Казахстана и выйдет на территорию России, имеет только политический смысл. Наличие политического аспекта отрицать трудно, однако подписание декларации - это еще и завершение многолетней работы большой группы ученых, специалистов по геодезии, океанографии, нефте- и газодобычи, транспортников и дипломатов, убедивших всех участников в том, что строительство подводных нефте- и газопроводов по дну Каспийского моря нанесет непоправимый ущерб всем прикаспийским странам, особенно России, Казахстану, Туркмении, а также в необходимости строительства дорожной сети для открытия транспортных коридоров «Север - Юг» и «Восток - Запад».

Каспийский регион в постсоветское время, особенно в последнее десятилетие, стал объектом активной политической деятельности многих государств и международных организаций. Это связано и с открытием новых месторождений углеводородного сырья, и с вводом в эксплуатацию новых трубопроводных маршрутов и открытием новых транспортных коридоров TRACECA (Transport Corridor Europe-Caucasus-Asia) и «Север - Юг», и близостью замороженных конфликтов Кавказа, и стремлением США, ЕС, НАТО, Ирана и Турции расширить свое политическое и экономическое влияние в этом стратегически важном регионе, а также стремлением ГУАМ и Польши «насолить России» и направить энергетические потоки по своей территории, минуя Россию.

Для России подписание совместной декларации означает прорыв в решении трех основных проблем Каспия, незнакомых и малозначимых для западных стран, но крайне болезненных не только для России но и для прикаспийских Казахстана и Туркменистана. Проблемные вопросы следующие: раздел Каспия, предотвращения строительства трубопроводов по дну моря и строительство вдоль побережья недостающей части дорожной сети, необходимой для полноценного открытия транспортного коридора «Юг- Север».

На Каспии открыто 20 нефтегазовых месторождений и выявлено более 250 перспективных нефтеносных участков, правда, но экспертным оценкам, вероятность обнаружения в них нефти в коммерческих количествах оценивается в 15-20%. Поэтому сроки разведки всех месторождений региона будут зависеть от цен на углеводороды в ближайшие десятилетия. Прогнозные ресурсы месторождений нефти ориентировочно составляют 24- 26 млрд. тонн. Если сравнивать с мировыми запасами нефти от 270 до 400 млрд. тонн, то запасы Каспия могут составить около 10%. Прогнозные запасы природного газа составляют около 8300 млрд. кубических метров. Многочисленные прогнозы и экспертизы дают противоречивые оценки энергетических запасов. Оценки разведанных запасов нефти и газа Каспия западными специалистами в несколько раз превышают российские оценки. Особенно это касается запасов углеводородов в азербайджанском секторе Каспия. Например, по американским оценкам ресурсы Азербайджана в 4 раза превышают российские оценочные показатели по нефти и газу. Понятно, что прикаспийские государства преувеличивают свои запасы для привлечения зарубежных инвесторов, а для геополитических соперников России это выгодно, поскольку позволяет формировать политику каспийских государств.

Российские компании, с учетом того, что Россия владеет примерно пятой частью каспийского морского дна, контролируют скромные 10% нефти и примерно 8% газа. Самые крупные месторождения нефти, как и три самых крупных нефтяных проекта, находятся в Казахстане и Азербайджане, а именно: месторождения Тенгиз и Карачаганак в Казахстане и месторождение Азери-Чираг-Гюнешли (подводное) в Азербайджане. В каждом проекте участвуют основные западные нефтяные компании в качестве акционеров. Потенциальные запасы нефти Туркмении в прибрежной зоне на Каспийском море еще не исследованы и не могут разрабатываться из-за споров между Туркменией, Азербайджаном и Ираном по поводу разграничения южной части моря.

На сегодняшний день наибольшую активность из стран Каспия в разведочных и эксплуатационных работах на своих нефтяных месторождениях проявляют Азербайджан и Казахстан. Предполагается, что к 2012 году первое место по объему добычи нефти займет Казахстан - примерно 55%, на втором месте окажется Азербайджан с 32 %, а на Российскую Федерацию и Туркменистан суммарно придется около 13%. Неудивительно, что Вашингтон, при реализации так называемой «хьюстонской инициативы» Буша - Назарбаева, -намерен инвестировать в сырьевую отрасль Казахстана в течение 10 лет огромную сумму 200 млрд. долларов .

Из множества российских нефтяных и газовых компаний появился на Каспии только «ЛУКОЙЛ» (LUKoil), который за последние десять лет инвестировал только в Казахстан более 1.5млрд. $. Компания владеет 15% в проекте «Карачаганак», 50% в проекте «Кумколь», работает в проекте «Достык». Сильны позиция «ЛУКОЙЛА» в Азербайджане. На равных с западными партнерами «ЛУКОЙЛ» разрабатывает Азери - Чираг - Гюнешли (владеет 10%), 5% владеет в месторождении Шах - Девиз. За последние четыре года «ЛУКОЙЛ» (LUKoil) и Газпром совместно стали разрабатывать новые месторождения: Хвалынское, Ракушечное и им Ю.Корчагина, где к 2020 году намерены довести добычу нефти до 50млн. тонн, газа до 20млрд. куб.м.

Каспий - не самый крупный источник нефти и газа в России, вдобавок добыча с морского дна затруднена. Как бы ни были привлекательны для России каспийские энергетические возможности, но, по большому счету, к сожалению, они не входили до последнего времени в перечень приоритетных стратегических задач энергетического развития страны, из-за правовой неопределенности Каспия и отсутствия прикаспийской части трубопровода и совмещенной с ней дорожной сети. На первых местах находятся Северно-Европейский проект и увеличение мощности Балтийской трубопроводной системы, создание сети магистралей Восточной Сибири Дальнего Востока, обеспечение увеличения добычи и экспорта нефти из регионов Крайнего Севера на шельфе Арктических морей. Именно эти вопросы являются ключевыми в реализации Энергетической стратегии РФ до 2020 года. Хотя крупнейшие энергетические компании России: «Газпром» и « ЛУКОЙЛ» три года назад, в 2004году, приняли решение совместно разрабатывать нефтегазовую структуру «Центральная», но это не означает, что Каспийское направление для России стало более значимо.

Важнейшие рынки для России - западно- и центрально-европейские - остаются рынками, где российская нефть не смешивается с «каспийской». Независимая нефть Каспия, доставляемая нынешними трубопроводами для европейского покупателя, оставалась успокоительным направлением. Каспийская нефть и газ для России рассматривались, в основном, не в стратегическом плане, а в региональном (оперативном). В отличие от стран СНГ каспийского региона и Южного Кавказа, для которых каспийская нефть и газ стратегически важны и перспективны. Это вопрос жизненно важен для Грузии, Армении (при улучшении отношений с Баку) и Турции, стратегической важности для США и Европы, но до последнего времени был не важен для ведущих российских нефтяных и газовых компаний.

В российских национальных интересах Каспий трансформируется из пасынка России в ее любимое детище. Деятельность «ЛУКОЙЛ» демонстрирует, что позиции России на Каспии можно не только сохранять, но и наращивать. И подписание декларации о строительстве прикаспийского газопровода, который пройдет вдоль побережья Каспия, тому пример. Стратегическая заинтересованность России в разработке новых месторождений на Каспии совпадает с национальными интересами по развитию устойчивых, дружественных интересов с каспийскими государствами Средней Азии - Казахстаном, Узбекистаном и Туркменистаном.

Видимо, можно полагать, что в результате переговоров Ашхабад присоединится к соглашению о разграничении морского дна, подписанном тремя государствами: Россией, Казахстаном и Азербайджаном. При заключении этими странами трехстороннего соглашения в мае 2003 года было разделено 64 % акватории Каспийского моря. В соответствии с ним Казахстану принадлежит 27%, России - 19% , а Азербайджан получил контроль над 18 %. Участники северного соглашения готовы отдать Тегерану только ту часть акватории, которая ему принадлежала ранее до развала СССР. Сейчас Ирану принадлежит 14% шельфа Каспия. Но Тегеран претендует на 20% каспийской акватории и настаивает на переносе границы на 80 км севернее так называемой линии Астара - Иранская - Гасан - Кули (Туркмения), по которой прежде проходила граница СССР. В таком случае Иран будет претендовать на нефтяные месторождения Алов, Араз, Шарг, ныне осваиваемые по соглашению с Азербайджаном международным консорциумом.

Еще одним плюсом трехстороннего саммита можно считать тот факт, что возобладала точка зрения России и Казахстана на отрицательную роль подводных трубопроводов. Москва и Астана резко возражали против прокладки трубопроводов по дну Каспийского моря. Такая позиция была обоснованна тем, что северная (российская и казахская) части Каспийского побережья находятся в зоне 7-9 бальной сейсмической активности. Учитывая , что большая часть промышленной, транспортной инфраструктуры и системы жизнеобеспечения большей части Калмыкии, Астраханской области РФ, Гурьевской области Казахстана находятся в прибрежных зонах и не рассчитаны на условия повышенной сейсмичности, оба государства настаивали на максимальном уменьшении донных трубопроводов.

Таким образом, в ходе саммита Россия, Казахстан и Туркмения значительно продвинулись в решении трудных правовых и энергетических проблем Каспия и заключили экономически выгодные договора по совместному использованию энергетических коридоров.

Цыганок Анатолий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).