Третий день подряд к Китаю приковано внимание финансовых аналитиков и экспертов. Во вторник, 11 августа, Народный банк КНР объявил о девальвации юаня. Ежедневно устанавливаемый справочный курс национальной валюты был снижен на 1,9%, что привело к максимальному падению юаня впервые с 1994 года. НБК назвал меру единоразовой коррекцией, однако ситуация повторилась на следующий день. В среду стоимость юаня опустилась еще на 1,6%. 13 августа курс был вновь понижен – теперь уже на 1,12% до 6,40 юаней за доллар. Таким образом, на этой неделе национальная валюта КНР была девальвирована более чем на 4%.
Внимание к Китаю приковано, прежде всего, в свете возможных «валютных войн». Под этим термином подразумевают достижение низкого обменного курса для повышения экспортных объемов. Эксперты не исключают, что в скором времени ослабление национальных валют начнут ЦБ и других стран.
По предварительным данным, в самой КНР из-за ослабления спроса со стороны ЕС, США и Японии экспорт упал в июле на 8,3%. По мнению некоторых экспертов, столкнувшись с подобным падением китайские власти выбрали оружие девальвации.
«Слабый юань фактически означает ослабление других валют развивающихся рынков и оказывает давление на сырьевые котировки, что негативно», – считает аналитик финансовой группы «БКС» Вячеслав Смольянинов. По его мнению, продолжение девальвации после заявлений о единоразовом характере меры является крайне тревожным, та как предсказуемость китайской политики снижается, а опасения относительно новой «валютной войны» растут. Аналитик не исключает, что все это может дестабилизировать рост мировой экономики.
Девальвация юаня вызвала бурную реакцию среди экспортеров природных ресурсов и на рынках стран, торгующих с Китаем. Южнокорейская и сингапурская валюты 11 августа потеряли более 1%, а австралийский доллар — более 2%. Во вторник сообщалось, что трехмесячные контракты на алюминий подешевели до минимального уровня с июля 2009 года (на 2,8%). Кроме того, упали цены на медь (на 2,5%) и цинк (на 2,4%, минимум с 2013 года). Индекс сырьевых товаров Thomson Reuters Core Comodity Index стал ниже на 0,8 (минимум с февраля 2009 года), а Bloomberg Commodity Index снижался на 1,68%.
Стоимость никеля в среду упала на 15% до минимума с 2008 года, отыграв затем большую часть потерь. В итоге цена стала меньше на 3,6%. Индекс развивающихся стран MSIC Emerging Markets по итогам 12 августа снизился на 1,1%. За два дня девальвации немецкий DAX упал на 5%, а индекс РТС потерял 2,1%. Негативная реакция рынков объясняется, в том числе, и опасениями из-за возможного существенного оттока капиталов в сторону юаня и Китая.
В среду обновила февральский минимум и российская национальная валюта - в ходе торгов на Московской бирже курс доллара достиг 65 рублей. При этом стоимость евро перешагнула отметку в 72 рубля. В Банке России заявляли, что ослабление юаня в среднесрочной перспективе, наоборот, будет способствовать укреплению рубля.
«Напрямую девальвация юаня не окажет существенного влияния на ситуацию на российском финансовом рынке и на динамику курса рубля: объем сделок с юанем на внутреннем валютном рынке крайне незначителен по сравнению, например, с объемом сделок с долларом США или евро», - отмечали в ЦБ. При этом пояснялось, что ослабление юаня будет способствовать росту экспорта КНР, и в итоге положительно отразится в том числе и на котировках нефти. Последнее, по мнению регулятора, и будет способствовать укреплению рубля.
Эксперты называют в качестве причин девальвации национальной валюты КНР стремление китайских властей «отвязать» юань от доллара, а также отказ МВФ включить юань в статус международных резервных валют. Последнее объясняют тем, что пока у валюты КНР был шанс оказаться в группе резервных валют, возможная девальвация была бы просто невозможной по политическим причинам. Кроме того, не исключается, что проводимое ослабление валюты - это часть политики Пекина, направленной на более свободное обращение юаня на международном рынке.
«Юань стал слишком дорогим, в то время как прочие азиатские валюты дешевеют по отношению к доллару. На фоне опасений по поводу замедления экономического роста девальвация — единственное, что еще не испробовали в Китае после монетарных, фискальных и мер по поддержанию рынка ценных бумаг»,— считает старший стратег токийской Monex Масафуми Ямомото.
Еще одна возможная причина – неудачная программа по переориентации экономики на превалирование внутреннего спроса и урбанизации. Кроме того, шаг Пекина называют созвучным настроениям на рынке.
В происходящем также видят ответ КНР на программу количественного смягчения Федеральной резервной системы США. Не исключается, что Пекин просто воспользовался возможностью провести валютный маневр до решения ФРС (ожидается, что судьба ставок будет обсуждаться в сентябре). По мнению экспертов, понижение курса китайской валюты может привести к тому, что ФРС отложит повышение. Это объясняется тем, что девальвация отрицательно скажется на инфляции, так как подешевеет импорт китайских товаров. Американская валюта еще больше укрепится, что станет серьезной проблемой для ФРС. При этом также не исключается, что власти США будут вынуждены смягчать свою денежно-кредитную политику.
Стоит отметить, что Вашингтон действия китайских властей встревожили. В американском Минфине отмечали, что США будут «внимательно следить за переменами и продолжать нажим на Китай по поводу темпов реформирования, включая дополнительные меры по переходу к рыночному обменному курсу». В самом Народном банке Китая 13 августа заявили, что «операции по сокращению разницы между центральным паритетным курсом юаня и его фактическим торговым курсом в целом завершены».