Путин обещает решить «квартирный вопрос» россиян уже за ближайшие «5-7 лет». Сомнений в том, что это удастся сделать, предостаточно. По крайне мере, в «тучные путинские годы» политика правительства в этой сфере не принесла желаемых результатов. Кажется, что и теперь новых рецептов у правительства нет.
Предвыборная повестка до сего дня была почти лишена конкретики — кандидаты, разумеется, что-то обещали в своих программах, но фаворит предпочитал излагать свои представления о прекрасном в виде довольно общем. На встрече с доверенными лицами Владимира Путина премьер заговорил в основном о вещах конкретных, а не размыто стратегических.
Путин вновь пообещал вернуть переход на зимнее время, уточнив, что обсудил это с Медведевым и тот за свою инициативу по отмене перехода не цепляется. Кроме того, Путин разъяснил свою идею о введении «налога на роскошь» (премьер ранее обещал его в одной из статей): он коснется только личного потребления и только при покупке «огромных домов», яхт, «суперавтомобилей» и так далее. И пообещал радикально сократить число чиновных мигалок до нескольких десятков.
Однако самое, пожалуй, интересное заявление премьера коснулось рынка жилья. По представлению Путина, жилищную проблему в России можно будет решить за ближайшие 5-7 лет. Добиться этого премьер планирует за счет снижения стоимости ипотеки, уменьшения стоимости квадратного метра жилья в связи с ростом технологий и в связи «с предложением ряда решений по выделению земли и по обустройству ее инфраструктурой».
Заявление смелое, хотя бы если вспомнить предыдущие громкие обещания отечественных лидеров. Жилищную проблему «решил» Хрущев, за ним обещал нечто подобное и Горбачев. Сроки в обоих случаях назывались где-то за «горизонтом планирования» («к 2000-му году каждая советская семья будет жить в отдельной квартире») и планы благополучно проваливались. Можно, конечно, полагать, что причины никак не зависели от самих вождей, но жилищная проблема все так же стоит на повестке дня, как и полвека назад — несмотря даже на значительное сокращение численности населения.
Решить проблему с жильем, как представляется, будет сложно, если вообще представимо ее решение в столь сжатые сроки.
За последние 12 лет в России жилья строилось не то чтобы очень много. По официальным данным Росстата, строительство жилья (если не считать дома, которые население строило самостоятельно) не было выше, нежели в 90-е годы и было в два-три раза ниже советских объемов строительства. В 90-е годы стране возводилось приблизительно 30-40 миллионов квадратных метров в год. Значительный рост фиксируется Росстатом с 2006 года (50 с небольшим миллионов квадратов). Накануне кризиса объемы строительства достигли пика в 61,2 миллиона квадратов в 2007 и 64,1 — в 2008.
В период кризиса строительство сократилось (правда, не слишком значительно), составив в 2011 году 62 с небольшим миллиона квадратных метров. Кризис фактически похоронил «жилищный нацпроект», по которому объемы уже к 2010 году должны были составить 80 миллионов квадратов в год, а доля семей, способных приобрести жилье, увеличиться до 30 процентов. Реально было построено менее 60 миллионов квадратов, доля семей способных их приобрести не превысила 20 процентов.
По регионам ситуация с возможностью приобрести жилье кое-где еще хуже. А рост цен на жилье делает покупку и вовсе затруднительным. В Москве, скажем, после кризисной стабилизации рынка рост возобновился уже с 2010 года и метр, по оценке IRN.ru вновь «пробил» 5 тысяч долларов. И за счет чего вдруг цена метра, как обещает Путин, упадет неясно. Новые технологии застройщики пока внедряли не очень активно и мотивировать их, как представляется, покуда есть спрос будет крайне сложно.
Снижение административных барьеров и удешевление подключения новых домов к инфраструктуре могло бы повлиять на цену жилья. Однако на пути такой политики встанет большое количество лоббистов прямо или косвенно имеющих свою долю в распределении сверхдоходов от продажи жилья.
Сможет ли правительство «разрубить жилищный узел» и за счет чего — непонятно. Вполне вероятно, что светлое жилищное будущее вновь станет темой уже следующей избирательной кампании. В конце концов, путинские «5-7 лет» - это как раз под следующие думские и президентские выборы.