Информация об отставке главы РЖД Геннадия Фадеева, впервые была озвучена комментатором в ходе матча футбольных клубов «Локомотив» – «Зенит» (РЖД спонсирует клуб «Локомотив»). Позднее ее подтвердили источники «Газеты.Ru» в самой компании. Точку поставил глава департамента массовых коммуникаций, культуры и образования правительства РФ Денис Молчанов, который подтвердил факт перестановок.
«Компания меняется. Предстоит интенсификация реформы и реорганизация органов управления. Тот карт-бланш, который в свое время получил Геннадий Матвеевич в вопросах реформирования, теперь получит Якунин», – сообщил «Газете.Ru» источник, близкий к руководству компании.
Геннадий Фадеев принадлежит к касте «железнодорожников». Это обстоятельство было одним из ключевых, когда определялось, кто после ухода Николая Аксененко, близкого к "семье", возглавит МПС. Кстати, то, что Фадеев не стал разрывать отношения с Аксененко называлось главной причиной опалы.
По мнению экспертов в компании действительно назрели реформы. Однако Фадееву удавалось сохраняя структуру железных дорог проводить переоснащение парка, модернизировать управленческие схемы. Разрабатывались руководством РЖД и модные геополитические, капиталоемкие проекты - Россия приступила к реализации концепции транспортных коридоров, которые позволили бы ей использовать выгоды географического положения, как транзитера грузов из стран Персидского залива, а также из Кореи и Китая в Европу. Руководство РЖД провело серию интенсивных переговоров с западными инвесторами. В этом смысле компания быстро меняла свой имидж и получила хорошие шансы стать надежным заемщиком дешевых западных кредитов.
Формально же причиной стала неготовность руководства компании резко менять структуру управления, как и то, что Фадеев уже два года назад достиг пенсионного возраста. "В правительство подано предложение по новой структуре компании. Очевидно, что Геннадий Матвеевич реализовать эту идею не мог или не хотел". Речь идет об укрупнении так называемых филиалов дорог – они укрупнятся и их число сократится с 17 до 7. Укрупнение филиалов означает попытку усиления контроля над мощными, и зачастую неучтенными финансовыми потоками региональных железных дорог.
Проблема заключается в том, что руководители филиалов - железных дорог контролировали не только финансовые потоки. Они обеспечивали работу (почти бесперебойную) изношенного хозяйства железных дорог. Фадеев, как грамотный специалист, безусловно относящийся к высшей иерархии касты железнодорожников был в этом смысле для них своим - и как руководитель - технарь, и как арбитр в хозяйственных спорах.
Накануне технической модернизации парка РЖД, запуска скоростных поездов и решения других общегосударственных и капиталоемких вопросов такое положение было нетерпимым. Тем более, что Геннадий Фадеев не раз выступал против предложенного сокращения количества железных дорог на том основании, что управлять укрупненными активами будет куда труднее, чем существующими 17 компаниями. Глава РЖД говорил о возможной потере управляемости в ходе реализации такой схемы, а также о том, что такое укрупнение растянется на годы и будет весьма затратным.
Подробности в статье "В "России" дураков не держат"