Когда смотришь на производственную структуру молдавской промышленности, то начинаешь понимать, как все-таки должна быть устроена сбалансированная экономика. В Молдове, как и в Греции, есть все или почти все, что нужно человеку для удовлетворения его насущных потребностей: мясо и колбаса, сыры и масло, фрукты и овощи, соки и воды, пиво, вино и, конечно, коньяк. Там производятся даже хлеб и макароны, а также сахар и кондитерские изделия. В общем, все, что потребляет человек и что нужно ему для простого счастья. Молдавское хозяйство прямо-таки нацелено на удовлетворение первичных потребностей, без всяких там посредующих звеньев и косвенных взаимосвязей. И этим оно выгодно отличается от экономики всех остальных государств СНГ, в которых сохранились большие куски тяжелой промышленности, балластом повисшие на неокрепших плечах молодых государств. В Молдове нет черной и цветной металлургии, основной химии, производства горношахтного и сталепрокатного оборудования, атомных реакторов и заводов по сборке карьерных самосвалов. Зато производится разного рода пищевая продукция, что и дает основание называть экономику республики полностью сбалансированной. Правда, для полноты картины надо отметить, что там нет и кое-чего другого, без чего современная экономика совершенно немыслима, – нефти и газа.
А без этого промышленность и сельское хозяйство Молдовы постоянно натыкаются на разного рода подводные камни, из-за которых не могут как следует развиваться. Без нефтепродуктов тракторы и комбайны не смогут выйти в поле, без газового отопления замерзнут теплицы, без электроэнергии остановятся поточные линии, на которых вино и пиво разливается по бутылкам, а соки и молоко – по пакетам. Да и люди, приводящие в действие все эти механизмы, могут окоченеть в своих домах и квартирах, если туда не будет подаваться немного тепла, так как, несмотря на южное расположение, зимой в Молдове все-таки прохладно. И поскольку как раз с нефтью и газом в республике плохо, ситуация в прекрасно сбалансированной экономике страны выглядит тоже не очень хорошо.
Если судить об уровне жизни по заработной плате, то даже по нашим российским меркам она выглядит просто ничтожной – 110 долларов в месяц. Про пенсии, которые почти в три раза меньше, чем заработная плата, и говорить нечего. Несмотря на прекрасное состояние аграрно-промышленного комплекса и относительно удачное расположение с точки зрения рынков сбыта, заработать на нем много не получается: нефть сейчас стоит дороже продовольствия, а оборудование по переработке продовольственного сырья – дороже, чем само сырье.
Таким образом, прекрасный молдавский продовольственный комплекс оказывается не в состоянии прокормить страну. Поэтому у Молдавии хронический дефицит торгового баланса, который к тому же год от года нарастает. В 2002 году он составлял $394 млн, в 2003 году – $612 млн, в 2004 – $783 млн, а в 2005 году подскочил до $1120 млн. При этом, как ни парадоксально это звучит, с Россией у Молдавии торговый баланс положительный! То есть стоимость молдавских товаров, поставляемых в Россию, превышает стоимость российских, поставляемых в Молдавию. Тут, в самом деле, подумаешь, что экономика, особенно на просторах СНГ, – штука очень странная. И что единственным объяснением этому странному феномену может служить один простой факт – цена российского природного газа, поставляемого в республику, не очень велика, что позволяет Молдавии, хотя бы при торговле с одной страной, сводить концы с концами. А вот Румыния нефтепродукты поставляет, скорее всего, по полной стоимости, поэтому с этим государством, к которому некоторые молдаване все еще хотят присоединиться, дефицит во взаимной торговле составляет $143,5 млн.
Впрочем, в последнее время ситуация немного изменилась - между Россией и Молдовой идет торговая война, вызванная началом реализации молдавско-украинского соглашения, которое вопреки Московскому меморандуму 1997 года не дает Приднестровью вести самостоятельную внешнеэкономическую деятельность и вынуждает предприятия куда более индустриально развитой Приднестровской Молдавской Республики регистрироваться в таможенных органах Кишинева. Теперь ввоз молдавских вин на нашу территорию ограничен – санитарные органы нашли в них примеси разного рода тяжелых металлов, вредных для человеческого организма (хотя раньше вроде бы считалось, что вина, в том числе и молдавские, как раз помогают всякую гадость из организма выводить). Так что в скором времени торговый баланс между Россией и Молдавией обязательно выровняется, а если к тому же молдаване согласятся оплачивать российский газ по новым, гораздо более высоким ценам, то и вовсе станет положительным для России.
И вот тогда Молдавии действительно придется очень плохо, ибо покрывать дефицит в торговле с одними странами профицитом с другими у нее уже не получится. Как тогда она будет его восполнять – большая загадка.
В самый последний момент повышение газовых цен для Молдавии отсрочилось: как сообщает «Газпром», «молдавская сторона сделала новые предложения по расширению сотрудничества в энергетической сфере», «достигнута договоренность в течение следующего квартала реализовать план совместных действий и на это время сохранить условия поставок российского газа в Молдавию, действовавшие в первом квартале». Может быть, это знак того, что печальные с точки зрения дальнейшего существования сбалансированной экономики республики перспективы усиления экономической конфронтации с Россией начали осознаваться ее руководством.