Очередные резкие реплики советника президента Путина Андрея Илларионова по поводу Киотского протокола о контроле над выбросом парниковых газов не могли бы быть поводом статьи. Илларионов высказывался и “покруче” – называл экономическую систему Киото ГУЛАГом и Освенцимом. Известны и высказывания сторонников Киото в правительстве, прежде всего из МЭРТа и МИДа, крайне негативно оценивающие доводы советника президента и его аналитические способности.
Во время наиболее оживленной дискуссии – в конце прошлого и начале нынешнего года, обе противоборствующие стороны, обменивались исключительно острыми выпадами. Тогда разные высокопоставленные чиновники, действуя по сложным правилам и закономерностям высказывали раз в неделю взаимоисключающие позиции. На западе это воспринималось, как оригинальный способ давления на партнеров с целью получения выгодных для России условий вхождения в ВТО.
По отношению к Киото уже давно достаточно четко определились противостоящие группировки – естественные монополии, заинтересованные в принятии Киото – прежде всего РАО ЕЭС и “Газпром”, и противостоящие им нефтяники, средства которых все активнее переливаются в отрасли, связанные с увеличением выбросов углекислого газа – в рамках разработанной в администрации президента программы экономического роста.
Система Киото безусловно интересна как первый в мировой истории проект международной торговли воздухом - речь идет о квотах на выброс парниковых газов, которые Россия, отстающая от развитых промышленных стран, сможет им продавать. Напомним, речь идет об экономической системе, которая предусматривает принятие на себя участницами Киотского протокола обязательств по неувеличению, а затем и по уменьшению выбросов парниковых газов. В том случае, если квота не выбирается страной, то ее можно продать стране, которая уже использовала и превысила отведенную ей квоту. Во время Кельнской ярмарки 2004 года система торговли такими квотами впервые была опробована. В США такая система на региональном уровне уже действует.
Протокол, подписанный еще в 1997 году, но так и не ратифицированный, достался Путину по наследству от времени иллюзий. У России тогда падало промышленные производство, а за исходный уровень Киотского протокола по которому определялась максимум выбросов парниковых газов был выбран 1990 год с его пока недостижимым для России уровень производства.
Таким образом, России разрешалось извлечь свои, подобающие ей, плюсы от всеобщей глобализации – продавая неизрасходованные квоты на промышленные выбросы углекислого газа развитым странам, прежде всего США.
США, между тем, не подписали протокол, также, как и Китай. Это является самым сильным аргументом противников Киото. Сторонники же ссылаются на необходимость вступления в ВТО (а вступление в эту организацию достаточно жестко связывается с необходимостью ратификации протокола).
Можно было бы говорить о противостоянии двух тенденций в российском руководстве, но видимо это не так – слишком малая сумма на кону, чтобы речь шла о серьезном конфликте интересов в кремлевском руководстве. Конечно и для РАО ЕЭС, и для “Газпрома” было бы интересно переключить на себя часть финансовых потоков разбогатевших нефтяников – пустить их на энергосберегающие проекты. Илларионов же указывал на то, что в этом случае об удвоении ВВП можно забыть. Кроме того, и в более удачном варианте Киото – Монреальском протоколе, ограничившем выброс фреонов, угрожавших озоновому слою, эффект от многолетней капиталоемкой программы составил всего 1–2%.
Протокол не вступит в силу без ратификации его Россией –это 20% выбросов парниковых газов(США дают 44 %, но они и не собираются вступать в него). Однако в распоряжении России остается еще один сильный ход, который почему то не предвидится аналитиками – вступить в протокол и воспользоваться всеми его плюсами, а затем – если вдруг ВВП действительно удвоится – выйти из него, поблагодарив остальные страны за совместную работу.
Отказ США от ратификации Киотского протокола был первым ударом колокола на похоронах системы, выстраиваемой бюрократией ООН и ЕС, решившей глобально реформировать и регламентировать всемирную экономическую жизнь в целях гуманизации и в своих интересах.
Остальные страны, которые сделали ставку на быстрый промышленный рост – Китай, Индия, Бразилия, тоже не торопятся подписывать протокол, объявив, что у них другие задачи – ускорение роста ВВП. Теперь к ним, скорее всего бесповоротно, присоединится Россия.
“Прекрасный новый мир”, описанный Фукуямой, тонет, как царские броненосцы в Цусиму. Выход эскадры был неплох – но вот у молодого тигра тогдашней эпохи оказался другие тактические воззрения и целевые установки.