Сегодня в Иркутской области были уложены первые метры нефтепровода Восточная Сибирь–Тихий океан (ВСТО), который позволит поставлять российскую нефть в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе в Китай и Японию. Первые стыки были сварены в торжественной обстановке в 3 километрах от города Тайшет.
Напомним, что проект ВСТО был окончательно утвержден премьер-министром Михаилом Фрадковым 31 декабря 2004 года. Он предусматривает строительство нефтепровода по маршруту Тайшет (Иркутская область) – Сковородино (Амурская область) – побережье Тихого океана. Трубу пропускной способностью 80 млн тонн предполагается строить в два этапа. На первом будет построен участок от Тайшета до Сковородино и возведен терминал на побережье Тихого океана, куда нефть будет доставляться от Сковородино по железной дороге. На втором этапе предполагается строительство участка нефтепровода от Сковородино до бухты на побережье Тихого океана. Ожидается, что проект будет завершен к концу 2008 года.
Инвестором, строителем и оператором проекта является российская трубопроводная монополия «Транснефть». Первый этап строительства обойдется в $6,65 млрд, а общая стоимость, по оценке «Транснефти», составит $11,5 млрд.
Общая протяженность нефтепровода ВСТО составит 4188 километров, это второй по масштабам инфраструктурный проект в Сибири после Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
Изначально планировалось, что трубопровод ВСТО должен пройти всего в 800 метрах от берегов озера Байкал – в сейсмоактивной зоне. Это вызвало многочисленные протесты простых граждан, местных властей и экологов, которые говорили об опасности того, что в случае землетрясения нефть прольется в озеро.
Неожиданно для всех проблема была разрешена два дня назад. Президент Путин на совещании в Томске распорядился провести участок нефтепровода ВСТО в районе северной окраины Байкала за пределами водозаборной и сейсмических зон – более чем в 40 километрах от озера. Президент «Транснефти» тогда сказал, что Путин поставил его тупик, но принял приказ к исполнению.
В ближайшие два месяца «Транснефть» определит новый маршрут. Технико-экономическое обоснование (ТЭО) для него еще не разработано, на это понадобится несколько месяцев. По некоторым оценкам, прокладка нефтепровода по новому маршруту обойдется «Транснефти» в дополнительный $1 млрд.
Помочь монополии деньгами вчера вызвался Сбербанк России. По словам главы банка Андрея Казьмина, устные предложения относительно участия Сбербанка в строительстве от «Транснефти» уже поступили, теперь их необходимо формализовать. Как заявил Казьмин, все зависит от заемщика: если «Транснефть» проявит свой интерес до конца, тогда банк готов к финансированию.
Изменение маршрута, по которому будет проложен трубопровод, уже вызвало беспокойство в Китае. Источник, близкий к Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC), выразил надежду, что изменение маршрута не повлечет за собой удорожание строительства ответвления в КНР. Тем не менее, он не исключил, что «изменение маршрута может коснуться роста стоимости технико-экономического обоснования строительства ответвления, которое финансируется CNPC».
При этом источник добавил, что «перечисление денег, в соответствии с договоренностью, китайской стороной уже начаты». Он отказался назвать сумму, мотивировав ее возможным варьированием в связи с внесенными в маршрут изменениями.
Источник не подтвердил, что между CNPC и «Транснефтью» определена стоимость строительства всего ответвления от ВСТО на Китай. «CNPC предоставила «Транснефти» грант на ТЭО строительства. Без него невозможно определить сумму необходимых капиталовложений. Мы видели публикации российских СМИ, в которых называлась сумма в $400 млн (на строительство ответвления). Нам «Транснефть» такой суммы не озвучивала», - цитирует слова источника «Интерфакс».
CNPC является уполномоченной китайским правительством компанией, которая ведет переговоры с «Транснефтью» о строительстве российско-китайского нефтепровода (ответвления от ВСТО). Договоренность о финансировании китайской стороной ТЭО ответвления была зафиксирована в соответствующем документе, который был подписан между «Транснефтью» и CNPC во время визита в Китай Владимира Путина в марте этого года.