будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 15, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Ключ к половине экономики

В конце августа начались зерновые интервенции, организуемые Министерством сельского хозяйства России. Цель интервенций – не допустить падения оптовых цен на зерно вследствие хорошего урожая и, соответственно, понижения прибыли сельскохозяйственных производителей. Проводя скупку зерна, Минсельхоз рассчитывает вселить в крестьян уверенность относительно гарантий сбыта на будущее и тем самым добиться сохранения в следующем году зернового клина в прежнем размере. Иначе сельхозпроизводители, как это уже не раз бывало, отреагируют на падение закупочных цен снижением запашки, и тогда в 2006 году нам большого урожая не дождаться.

Путь к интервенциям оказался не очень гладким. Впервые они были использованы в 2002 году, когда небывало хороший урожай резко погнал закупочные цены вниз, и среди аграриев прошла волна недовольства. До этого они страдали от неурожаев и отмены государственных субсидий, конкуренции импорта и опережающего роста цен на промышленные товары, а тут стали страдать от достаточно редкого в наших широтах явления - большого урожая. И чтобы снизить потери от этого природного катаклизма, была использована идея интервенций, то есть закупок зерна в государственные продовольственные фонды, которые должны снять с рынка избыточное зерно и удержать цены от падения. Российский бюджет был тогда не очень богат, поэтому денег на закупочные интервенции он не дал. Тогда инициатору проведения закупочной компании, Минсельхозу, пришлось получать кредит в полугосударственном Сбербанке - правда, под гарантии Минфина.

Как показали последующие события, расчет аграрного министерства оказался правильным. Уже в следующем, 2003 году случился неурожай, и купленное ранее - в ходе интервенций - по относительно низкой цене зерно государство очень удачно реализовало на внутреннем рынке, не допустив сильного скачка цен. Деньги вернулись обратно, кредит был погашен, все оказались довольны.

В прошлом году урожай был хорошим, и в этом, судя по всему, будет ничем не хуже. Поэтому зерновые интервенции начинают органично входить в наш хозяйственный организм - тем более, что и у бюджета денег теперь навалом, да и сам процесс оказался, как минимум, безубыточным.

Но кроме узкой задачи поддержания финансового состояния сельхозпроизводителей на приемлемом уровне, зерновые интервенции, как выяснилось, могут играть в российской экономике гораздо более значительную роль. Мы не можем точно сказать, чем вызваны хорошие урожаи 2004-2005 годов, но у нас есть сильное подозрение, что кроме хорошей погоды на повышенное предложение зерна повлияла и уверенность земледельцев в том, что они смогут сбыть любой по размерам урожай, не страдая при этом от падения цен.

Получается, что с помощью воздействия на закупочные цены на зерно государство наконец нашло ту самую палочку-выручалочку, тот волшебный камень, с помощью которого оно может поддерживать на определенном уровне объем сельскохозяйственного и промышленного производства и даже стимулировать его рост. И в самом деле, зерно – это такой вид продукта, производство которого оказывает влияние практически на все стороны хозяйственной жизни. Посудите сами. Во-первых, зерно – это возобновляемое сырье, но, в отличие от нефти и газа, его производство никогда не прекратится по причине оскудения недр. Во-вторых, зерно – это сырье для производства пищевых товаров, то есть товаров, имеющих практически неограниченный сбыт в нашей пока еще не очень сытой стране. Причем это сырье не только для производства хлеба, макарон и водки, но и мясомолочной продукции. В-третьих, в России имеется хорошо развитая пищевая промышленность, которая на этом сырье работает, постоянно развиваясь и наращивая мощности. И сырья ей нужно все больше и больше. В-четвертых, чем больше выпуск пищевой продукции, тем выше материальное наполнение рубля и реальные доходы населения. В-пятых, как продолжение предыдущего, чем выше выпуск продукции пищевой промышленности и сельского хозяйства, тем выше номинальные доходы в этих секторах. Ну, а рост доходов - и это в-шестых - стимулирует спрос на продукцию других отраслей: оборудование для пищевой промышленности, топливо, удобрения и сельхозтехника для растениеводства. Не говоря уже о потребительском спросе, который, как нам кажется, вообще ничем не ограничен. И в-седьмых: само собой разумеется, поддерживая стабильными цены на зерно (благодаря его закупкам на открытом рынке), государство создает зерновые резервы, которые могут быть использованы для покрытия дефицита в случае неурожая – у нас или где-нибудь за границей. В общем, вывод следует простой – чем больше сельхозпродукции мы производим, тем лучше для всей российской экономики. И инструмент этого улучшения в наших руках.

Правда, применяется он у нас относительно недавно, опыта его эффективного использования еще нет, поэтому у субъектов зернового рынка возникают кое-какие вопросы. Основной из них состоит в том, какой уровень цен может являться оптимальным. Понятно, что производителю хочется, чтобы цены росли как можно больше, но из-за этого начинают страдать потребители по всей перерабатывающей и сбытовой цепочке, вплоть до каждого конкретного покупателя в магазине. Кроме того, как известно, с недавних пор Россия является экспортером зерна, а чем ниже внутренние цены, тем выше объем экспорта. В этом смысле гораздо более богатый внешний рынок стимулирует рост производства и экспорта зерна ничуть не хуже, чем интервенции российского правительства. Зачем же тогда государству выходить на рынок со своими деньгами и выкупать часть урожая, если зерно и так найдет свой сбыт? Получается, что государство создает излишнюю конкуренцию, мешая частным производителям и трейдерам полюбовно договариваться друг с другом.

Конечно, есть упоминавшийся нами риск, что если правительство перестанет покупать зерно в резерв, то цены снизятся, прибыли тоже, запашка упадет, а вместе с ней – и следующий урожай. Но в качестве контраргумента здесь можно отметить, что государство могло бы стимулировать спрос на зерно не прямо (закупая его на рынке), а косвенно - расширяя объемы инвестиций в строительство тех или иных капитальных объектов. Например, в строительство тех же элеваторов, которых, как говорят, сильно не хватает. Деньги, потраченные на это строительство, все равно выплеснутся на продовольственный рынок, но при этом произойдет увеличение мощностей в сбытовой цепочке, что очень даже хорошо для повышения ее эффективности.

Оптимальные цены и целесообразность прямых интервенций – вот два основных вопроса, которые сейчас больше всего беспокоят участников зернового рынка. От того, какой на них будет найден ответ, зависит судьба не только нашего многострадального сельского хозяйства, но и вообще половины российской экономики. Ее можно даже разделить на две части – ту, которая действует и существует благодаря нефти и газу, и ту, которая действует и существует благодаря зерну. С углеводородным сырьем у нас теперь полный порядок, осталось навести его и с пищевым.

См. также:

  • Гриценко. Призрак страны-экспортера
  • Гриценко. Многострадальная скотинка
Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).