будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Хозяйство
Николаева Светлана

Ключ от инноваций

Ключ от инноваций
dezhina_04
Ирина Дежина на семинаре в "Контексте". Фото с сайта проекта

Прыжок в будущее

Что необходимо сделать, чтобы инновационный процесс запустился в России? Из недавних обсуждений этой темы наряду с материалами экспертного семинара РВК «Сети инновационного развития» и комментарием к ним заведующей сектором экономики науки и инноваций Института мировой экономики и международных отношений РАН, доктора экономических наук Ирины Дежиной, кажется важным выступление Ирины Дежиной в Петербурге на экспертном семинаре в лектории «Контекст».

Центральным вопросом обсуждения стало: что препятствует эффективному инновационному процессу, почему сотрудничество науки и бизнеса пока еще малопродуктивно?

Должно ли государственное участие в этом процессе быть столь активным? Даже если государство готово за них платить – это еще не гарантирует, что инновационный процесс запустится. Доля государственного участия в финансировании научных разработок в бизнес-секторе в России составляет более половины (около 60%), в то время как в среднем по странам – 6 – 7%.

Даже в тех случаях, когда все выглядит так, будто бы инновационные разработки финансируют крупные компании, речь во многом идет в основном о так называемых госкорпорациях, и «в конечном счете, происходит классическое замещение частных средств государственными», – рассказывает Ирина Дежина.

Итак, сегодня в России за инновации по большей части платит государство: оно «накачивает» деньгами вузы и научные институты, нередко оно же по сути оплачивает заказанные компаниями научные разработки, стимулирует совместные проекты, стараясь развивать модели государственно-частного партнерства. Эксперты, впрочем, склонны по-разному оценивать эту активность. «Создается впечатление, - говорит владелец бизнеса в области IT Андрей Рябых, - что

государство пытается потратить деньги на инновации, не очень понимает – как. При этом в обмен хочет очень большое количество бумаг».

Здесь и оказывается, что вкладывать деньги – это только один шаг на долгом пути к инновациям. Важно придумать такую схему, которая связала бы вузы (ведь прежде всего на них ориентируется государство в развитии инновационного процесса, они должны стать заменой развалившейся отраслевой науки) и компании. Хотя и те, и другие, как рассказала Ирина Дежина, далеко не всегда готовы к сотрудничеству. Формы, в которых сегодня осуществляется сотрудничество вузов и бизнеса, были предложены в 2010 году – государство решило поддерживать совместные проекты, которые были бы направлены на создание высокотехнологичных производств усилиями вузов и компаний.

Вузы не всегда могут справиться с такими задачами. Многие технические вузы, например, в советское время работали по заказам военно-промышленного комплекса и делали единичные, уникальные вещи, но организовать производство серийной продукции им не под силу.

У бизнеса в свою очередь тоже ощущается недовольство работой с университетами (поначалу вообще казалось, что государство просто «перекачивает» бюджет для вузов через компании). «Наука, которой занимаются в вузах, изолирована, далека от реальных потребностей компании», - говорят представители бизнес-сообщества. Порой складывается впечатление, что в вузах «чего ни хватишься – ничего нет»: по словам Ирины Дежиной, результатом многолетнего кризиса и распада научной инфраструктуры стало отсутствие в университетах конструкторов, технологов, грамотных менеджеров. Видимо, еще один проблемный фактор – это то, что и ученые, и бизнес постоянно работают «с оглядкой» на государство и зачастую ждут, что государство будет регулировать их совместные проекты.

Даже сами представители академической среды сетуют на то, что в университетах нет людей, которым было бы интересно заниматься совместными проектами для бизнеса. «В университеты приходят люди, которые не хотят заниматься бизнесом, в особенности в России. Физиков советской закалки, воспитанных на «Девяти днях одного года» сложно представить себе думающими про то, как создать эффективное предприятие, потому что – мелко.

Понять законы мироздания – здорово, осчастливить человечество – здорово. Продать свой продукт в Тайване, вытеснив тайваньцев с внутреннего рынка IT, – мелко, недостаточно круто», -

рассуждает доцент факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге Михаил Соколов.

Многие эксперты отмечали, напротив, незаинтересованность компаний в инновационном процессе. У всей этой истории есть очевидное объяснение – недостаток конкуренции на российском рынке. Например, в сырьевом секторе, отмечает один из участников обсуждения член-корреспондент РАН, генеральный директор НПК «Механобр-техника» Леонид Вайсберг, такой конкуренции нет: «Нефть в руках пяти компаний, они все диктуют на рынке, им никаие инновации не нужны. <…> Им говорят про инновации, про то, что есть трудные запасы нефти, которые нельзя бросать, но в это надо вложить деньги. «Вот вам эта инновация», - говорит наука. Это полежит двадцать-тридцать лет, мы вернемся, нам сейчас это неважно – вперед-вперед-впред, за прибылью!».

«Инновации появляются тогда, когда на них есть спрос, когда есть высокая конкуренция на рынке, когда толкаются локтями…», -

резюмирует Вайсберг. Но и в России, по его мнению, уже есть такие области, где желающие делать инновации едва ли не «выстраиваются в очередь».

И в самом деле, много примеров удачно работающих партнерств средних компаний и вузов, стали складываться консорциумы, компании заинтересовались тем, что происходит в вузах. Именно эти примеры заставляют думать, что, возможно, дело не только в том, что – перефразировав известную формулу – «вузы не могут, а бизнес не хочет»…

С одной стороны, схемы долгосрочного партнерства еще не сложились и не исключено, что для того, чтобы его наладить нужна какая-то «третья сторона», независимая и от вузов, и от бизнеса. Приходится задуматься о посредниках, которые бы смогли помочь бизнесу и науке выстроить партнерские отношения (иногда таких посредников называют «хорьками», иногда «упаковщиками»). Такая практика была уже опробована в некоторых странах и, может быть, принесет положительные результаты и у нас.

С другой стороны, не придумано инструмента, позволяющего измерять эффективность инновационной деятельности компаний. По словам президента НП «Руссофт», Валентина Макарова, «сама идеология развития инноваций или модернизации экономики не имеет под собой никакого количественного измерителя. И поэтому, ставить вопрос так – мы за инновацию или модернизацию – бессмысленно, потому что нечем измерить результат»… она ставится: «Делайте инновации!»».

Пока же мы оказываемся в ситуации, когда инновации реализуются, а масштабный инновационный процесс не запускается.

Лекторий «Контекст» – интеллектуальная площадка в Санкт-Петербурге, на которой встречаются ученые и бизнесмены. В 2011 году на базе лектория был создан некоммерческий Фонд, деятельность которого направлена на поддержку и развитие междисциплинарных инициатив и проектов. Партнерами Фонда, наряду с «Полит.ру» являются как научно-образовательные организации, так и бизнес-структуры (Duvernoix Legal, Concept Club и др.).

Николаева Светлана
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).