будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ЖКХ
Май 16, 2025
Хозяйство
Карпюк Илья

Коммунальные концессии

Коммунальные концессии
800-600_HjZ6RTN
Памятник коммунальному рабочему-сантехнику. Источник: pixabay.com

Правительство продолжает борьбу против унитарных предприятий в коммунальной сфере. На этот раз было одобрено предложение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) с 2018 года исключить из тарифов для таких предприятий расчетную прибыль. Об этом пишет «Коммерсантъ».

Теперь для получения прибыли унитарным предприятиям придется сокращать издержки — в ФАС считают, что это сдержит рост тарифов, а также будет стимулировать региональные и муниципальные власти создавать концессии для «долгих инвесторов», у них возможность закладывать прибыль в тарифы останется.

Напомним, унитарное предприятие — специфически постсоветское явление, суть которого в том, что учредитель закрепляет за организацией некое имущество, которым она не владеет, но распоряжается. В России унитарное предприятие может создавать только федеральное правительство, региональная администрация или муниципалитет. Соответственно в российском праве речь идет о ФГУПах, ГУПах и МУПах. Коммунальным хозяйством федеральные власти напрямую не занимаются, так что в этой сфере работают только ГУПы и МУПы.

 
Разводные ключи. Ремонт труб / pixabay.com

В начале 1990-х годов, когда унитарные предприятия только создавались, казалось, что эта организационно-правовая форма предприятия крайне выгодна для государства: многочисленные министерства и ведомства, в руках которых оказалось огромное государственное имущество, создавали своеобразных «операторов» этой собственности, причем никуда ее формально не передавая, таким образом спасая от разграбления. Позже, правда, оказалось, что непрозрачность управления собственности все равно ни к чему хорошему не приводит.

Правительство с переменным успехом ведет борьбу с унитарными предприятиями почти с момента их появления, но пока упразднить их не удается. Борьба с ГУПами и МУПами именно в коммунальной сфере началась в 2011 году, тогда планировалось к 2018-му передать 80% всех унитарных предприятий в отрасли инвесторам. В конце марта 2016 года Минстрой ужесточил позицию: частными должны стать все 4 тысячи унитарных предприятий. Но позже позиция министерства смягчилась, теперь там собираются к 2020 году передать 80% предприятий ЖКХ в концессии, но не исключают и введения запрета на создание ГУПов и МУПов в отрасли.

Недовольство Минстроя унитарными предприятиями понятно. Во-первых, их деятельность, зачастую, совершенно непрозрачна даже для собственников, то есть органов госвласти. Например, значительная часть расходов унитарных предприятий идет по статье «разное», что косвенно может свидетельствовать о выводе средств. Во-вторых, даже если унитарное предприятие управляется эффективно, оно все равно уступает по многим параметрам концессии. Дело в том, что унитарное предприятие управляет вверенным ему имуществом пока не выйдет специальное распоряжение учредителя, а это может случиться в любой момент. Поэтому оно в любом случае заинтересовано «сидеть на потоках» и извлекать прибыль как можно быстрее, не вкладываясь в развитие. Частный инвестор, который управляет тем же самым имуществом на основании договора о концессии, уверен в своем будущем на десятилетие или даже несколько десятков лет, а потому работает более уверенно — именно поэтому Минстрою так нравятся концессии.

 
Замена канализации / pixabay.com

В ФАС, очевидно, тоже решили поддержать переход предприятий коммунального хозяйства из унитарных предприятий в концессии — именно отсюда одобренная правительством идея отмены возможности включать прибыль в тарифы на тепло, водоснабжение и обращение с твердыми коммунальными отходами.

Сейчас в сфере ЖКХ заключено более 1600 концессионных соглашений на 211 млрд рублей. Впрочем, во многие регионы инвесторы не приходят не из-за отсутствия стимулов по передаче им имущества унитарных предприятий, а из-за плачевного состояния активов в коммунальной сфере. Что с этим делать — пока непонятно.

Карпюк Илья
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).