В предновогодние дни на столичные аэропорты ложится двойная нагрузка — россияне спешно уезжают в другие города и страны, чтобы встретить там праздник. Однако в конце декабря погода изрядно подпортила гражданам впечатление от предстоящей поездки. Из-за обледенения взлетно-посадочных полос, многие пассажиры «застряли» в аэропортах и были вынужденны по несколько дней спать на каменных полах терминалов. Теперь наступило время, когда авиакомпаниям пора заплатить по счетам своих клиентов. «Аэрофлот» и «Трансаэро» были завалены исками разгневанных пассажиров, потерявших время и деньги во время предновогоднего авиаколлапса.
Сегодня «Полит.ру» стало известно, что более 50 клиентов авиакомпании «Аэрофлот» в судах требуют компенсировать им 10 миллионов рублей за задержки вылетов из московских аэропортов. Об этом сообщил один из адвокатов, представляющих интересы пассажиров, Сергей Жорин. Сумма компенсации на одного человека составит около 200 тыс рублей. По словам адвоката, в течении двух недель будет подано еще 350 исковых заявлений.
В конце декабря 2010 года пассажирские рейсы в аэропортах Москвы задерживались на 70 и более часов. При этом клиентам авиакомпаний приходилось оплачивать такси, гостиницы и питание из своего кармана.
Так, москвич Евгений Гречкин с товарищами, вместо поездки во Франкфурт, были вынуждены добираться до ближайшей от Шереметьево гостиницы, потому что их рейс задерживался на неопределенное количество часов. Оплатить номер им пришлось самостоятельно. Однако, сразу после заселения в гостиницу, по «горячей» линии «Аэрофлота» Гречкину сообщили, что на его рейс началась регистрация. Компания молодых людей бросилась обратно в аэропорт, однако там им сказали, что их рейса нет. Такая накладка обошлась молодым людям не менее, чем в 14 тыс рублей, а время ожидания вылета рейса составило 73 часа. Свой багаж я получил уже находясь в Германии, 1 января», — жалуется Гречкин.
Помимо отмененных рейсов, клиенты авиакомпаний отмечают, что сотрудники компаний-перевозчиков плохо с ними обращались и не располагали абсолютно никакой информацией по поводу задержанных и отмененных рейсов.
«Я должен был вылететь 26 декабря с утра, а в итоге вылетел утром 28 декабря. Я пробыл в аэропорту больше 40 часов», — рассказывает Александр Пятков, клиент компании «Аэрофлот». По его словам, талоны на еду начали раздавать только в конце первого дня, а номер в гостинице так и не предложили.
«Не работали места для курения и люди курили уже просто в зале ожидания и в туалетах, где все было как в тумане. Спать приходилось сидя в кресле», - рассказал Пятков. Он отметил, что сотрудники аэропорта и авиакомпании «в прямом смысле убегали» от пассажиров и ничего толком сказать не могли.
Другая пассажирка, направлявшаяся из Москвы в Баку, Наталья Кузьмина также отметила, что службы информации аэропорта не работали, сотрудники «Аэрофлота» не выходили на связь, «либо дезинформировали пассажиров».
«Не было никаких лекарств в доступности и нужного медицинского обслуживания на территории. Нельзя было осуществить процесс личной гигиены, что было самым неудобным в этом случае», — пояснила Кузьмина.
Многие из клиентов «Аэрофлота» утверждают, что подумают о том, будут ли они в дальнейшем пользоваться услугами этой авиакомпании.
«Это будет зависеть от дальнейшего поведения представителей компании, от результата рассмотрения претензии. Мне казалось, что у компании такого уровня должны быть квалифицированные кадры, а судя по всему их нет. И я думаю, что компенсация в 25 рублей по закону за час ожидания - это просто издевательство при существующих ценах на билеты», — заявила одна из «жертв» предновогоднего коллапса Анна Анисимова.
В суды начали подаваться коллективные иски. Однако если «Трансаэро» тут же заявила о своей готовности решить вопрос о выплате компенсаций в досудебном порядке, то «Аэрофлот», по словам представителей обманутых пассажиров, не спешит отдавать своим клиентам деньги, хоть компании и пришлось отчитаться вице-премьеру Сергею Иванову. «Аэрофлот» предложил внести поправки в законодательство, позволяющие закрывать аэропорт в связи с форс-мажором.
Адвокат Сергей Жорин пояснил, что исков к «Трансаэро» не было и не будет.
«Ко мне обратились более 1 тыс человек. Из них более 500 предъявляли претензии к «Аэрофлоту», 300 к «Трансаэро» и еще 200 человек жаловались на другие авиакомпании. Я встретился с гендиректором «Трансаэро». По итогам нашей встречи была создана комиссия, которая сейчас и рассматривает все просьбы клиентов о выплате компенсаций», — пояснил Жорин. По его словам, «Аэрофлот», напротив, на связь с ним до сих пор не выходил.
«Ваучеры, которые они раздают, настоящий обман. Например, у моего клиента был билет на самолет, стоимостью в 350 евро. А ваучер, который ему выдали, стоит 95 евро», — рассказал адвокат. Он призвал остальные авиакомпании поступить также, как «Трансаэро» и хотя бы пойти на диалог с истцами.
На момент написания материала, комментарии от «Аэрофлота» получить не удалось.
«Все заявления пассажиров мы рассматриваем. Каждый день мы принимаем решения по выплате», — заявили в пресс-службе «Трансаэро». Там пояснили, что выплата компенсаций происходит реальными деньгами или выплатами через банковский счет. «Клиенты могут получить выплаты как в наших офисах, так и в кассах авиакомпании», - заявили в пресс-службе.
«Нашей вины в произошедшем коллапсе нет, мы ее не признаем. Однако, мы признаем тот факт, что люди терпели неудобства. А там не важно по чьей вине — электриков или еще кого», - подчеркнул сотрудник «Трансаэро». По его словам, на прошлой неделе было подано более 800 заявок на компенсацию и все они будут рассмотрены.
«На минувшей неделе на выплаты было потрачено более 10,5 млн рублей», — сообщили в пресс-службе. Таким образом, на одного человека авиакомпания тратит около 13 тыс рублей.
Адвокаты, представляющие интересы пассажиров, обещают добиться от авиакомпаний максимально больших компенсаций за новогодний простой в аэропортах.
«Мы доведем это дело до конца», — предупредил адвокат Жорин.
В начале 2010 года похожая ситуация произошла в Европе. Тогда в Исландии началось извержение вулкана Эйяфьятлайокудль. 15 апреля огромное пылевое облако закрыло Англию, Польшу, Германию, Францию, Бельгию, Данию. Большинство авиакомпаний отменило полеты через Центральную Европу. Было отменено 63 тыс рейсов, также была блокирована работа 313 европейских аэропортов. Более 8 млн человек ожидали вылета своих рейсов. Количество россиян, в той или иной мере пострадавших от исландского вулкана, достигло 100 тысяч человек. По подсчетам Международной ассоциации воздушного транспорта, день простоя обходится авиакомпании в среднем в $200 млн.
Впрочем, редактор AVIA.ru Роман Гусаров считает, что извержение вулкана гораздо более непредсказуемое явление, чем обледенение полос и крыльев самолетов.
«То, что произошло в Шереметьево и Домодедово — нонсенс. Такого еще никогда не было в истории отечественной авиации», — отметил Гусаров. По его словам, специалисты давно научились обрабатывать крылья самолетов специальной жидкостью, а значит, накануне 2011 года они просто халатно отнеслись к своим обязанностям.
Эксперт подчеркнул, что согласно российскому законодательству, ответственность за любые неприятности подобного рода, как ни странно, несут именно авиаперевозчики. «Даже если электрики отключили свет в Домодедово, все равно ответственность несет авиакомпания», — пояснил Гусаров.
Что касается компенсаций, Гусаров заявил, что «Трансаэро» поступила более находчиво, чем «Аэрофлот». Идею с ваучерами он назвал неплохой, но выполненной «неуклюже». По его словам «Трансаэро» предложило выплатить 50 рублей за час простоя вместо 25 рублей в час, а также организовала дополнительные рейсы, и именно поэтому избежала исков.
«"Аэрофлот" поступил в этой ситуации менее правильно»,— отметил Гусаров.