Мы публикуем материалы программы "Технопарк" от 7 апреля 2012 г.
В конце девятнадцатого века в мире появились первые небоскребы и самолеты. Это стало возможным во многом благодаря применению новых материалов – высокопрочной стали и алюминия. Позже ученые и инженеры создали еще более легкие и прочные материалы – композиционные. Их разработкой в 70-е годы занимались инженеры-химики многих стран, в том числе и СССР. Но если сегодня на Западе уже сформирована целая новая отрасль – производство композиционных материалов, то в России она только создается. Важную роль в этом процессе играет команда холдинга «Композит».
Часто стартапы начинают авторы технологических идей. Однако с «Композитом » было иначе. Неожиданно для многих, стартап в области материаловедения возглавил известный российский предприниматель и менеджер Леонид Меламед, ранее занимавшийся инвестиционной деятельностью и работавший на руководящих позициях в государственных компаниях.
Первый в истории композиционный материал – это саман. Саманные кирпичи делали из глины, а в качестве армирующего материала использовали солому. Саманные кирпичи упоминаются в Библии.
Сегодня один из самых популярных композиционных материалов – углепластик. Самый распространенный из углепластиков состоит из переплетенных углеродных волокон, залитых эпоксидной смолой. На подобные материалы инженеры уже давно возлагают большие надежды.
Дмитрий Журба, член совета директоров ЗАО «Препрег-СКМ»: «Мы понимали, что дни ста́ли как главного конструкционного материала сочтены, вопрос только в том, когда будет забит последний композиционный гвоздь в крышку этого стального гроба. Последствия подобной технологической революции – сопоставимы по масштабам с тем, что произошло с человечеством после изобретения настольного компьютера».
Лучшие велосипеды и рыболовные спиннинги, легкие и прочные, сделаны из композитов. Рынок таких материалов растет на 6% в год и в одной только Европе оценивается в 70 миллиардов евро.
Леонид Меламед, генеральный директор холдинговой компании «Композит»: «Любой новый продукт зарождается как нишевой - спрос на него достаточно ограниченный, а отрасль является достаточно капиталоемкой, то есть необходимо приобретать достаточно дорогое оборудование, а потом долго и медленно выстраивать продажи. Для того чтобы продукт был конкурентоспособен по цене, нужны большие масштабы, а большие масштабы – большая капиталоемкость».
Однако и здесь «Композит» оказался непохож на большинство технологических стартапов, ему пришлось взяться сразу за большие объемы.
Единственным источником поддержки в столь рискованной сфере в России могло выступить государство. «Композит» поддержали Роснано и Росатом.
Роснано согласилось софинансировать создание производства, а Росатом передал холдингу в управление часть своих производственных мощностей.
Холдинг объединил мощности по производству полимерных волокон, получению из них волокон углеродных и изготовлению препре́гов – заготовок под конкретную композитную деталь. Таким образом компания получила почти полный цикл производства.
В августе 2011 года начался новый этап в жизни холдинга. Изделия «Композита» прошли сертификацию и стали продаваться авиастроителям.
Леонид Меламед, генеральный директор холдинговой компании «Композит»: «Конечно, самый большой наш успех связан с тем, что мы за полтора года, с нуля фактически создали технологию производства препрегов для авиационной промышленности. И соответственно, потребовалось огромное количество испытаний, для того чтобы сертифицировать наш материал. Эта сертификация, как правило, занимает от трех до пяти лет. Мы сделали это фактически за полтора года».
Сейчас во всем мире авиастроение является основным заказчиком продукции композиционной отрасли. В 2009 году совершил первый коммерческий полет авиалайнер Боинг-787, большая часть конструкций которого содержит композиты. Благодаря легким материалам, он потребляет на 20% меньше топлива по сравнению с самолетами такого же размера и грузоподъемности. Однако в России авиастроители не могут создать такой уровень спроса.
Леонид Меламед, генеральный директор холдинговой компании «Композит»: «Авиация не будет драйвером композитной индустрии, потому что там очень маленькие объемы заказов. Она будет являться драйвером для нас по выдерживанию технических требований. То есть качество мы будем держать авиационное. А драйвером для России, как мы считаем, будет прежде всего строительство».
На предприятиях атомной отрасли возможность использования композиционных материалов восприняли с радостью. На ряде производств технологические процессы нельзя останавливать, и даже кратковременный разбор конструкций может нарушить все производственные планы или повредит оборудование. Услуги холдинга в таких условиях оказались незаменимыми. Также как и при реконструкции стратегически важных мостов, которые необходимо укреплять без остановки движения по ним. Присматриваются к композиционным материалам и судостроители, и автомобилестроители: «Композит» ведет переговоры с КАМАЗом и судостроительными компаниями.
Леонид Меламед, генеральный директор холдинговой компании «Композит»: «У меня нет никаких сомнений, что в России с теми технологиями, которые мы сейчас здесь разрабатываем, мы будем лидерами на долгие годы. А вот в мире нас ждет трудная конкурентная борьба: там есть вера, но нет уверенности».
Сейчас планы компании сформированы на пять лет. Холдинг собирается войти в десятку крупнейших мировых игроков на композитном рынке и увеличить продажи до миллиарда долларов в год.