Государство решило сменить руководство Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия». Компанию с 2007 года возглавляет Виталий Лопота и операцию по его смещению может затруднить то, что правительство, хоть и является крупнейшим акционером «Энергии», но контрольным пакетом не владеет. Впрочем, «в рукаве» у федеральных чиновников есть сильные козыри — например, уголовное дело против Лопоты за злоупотребление полномочиями.
О том, что Виталия Лопоту собираются отправить в отставку, в пятницу сообщила газета «Коммерсант» со ссылкой на источник в Федеральном космическом агентстве (Роскосмосе). По словам собеседника издания, это решение уже согласовали глава Роскосмоса Олег Остапенко, гендиректор Объединенной ракетно-космической корпорации Игорь Комаров и профильный вице-премьер Дмитрий Рогозин. Заседание Совета директоров, на котором Лопота будет уволен, должно, по сведениям издания, пройти до конца месяца.
Сместить главу РКК «Энергия» собирался еще предыдущий глава Роскосмоса Владимир Поповкин. В вину Лапоте ставилось тяжелое финансовое состояние предприятия, которое еще и пыталось взять на себя долги морской платформы для пуска российско-украинских ракет «Зенит-3SL», известной как проект Sea Launch.
Ближе всего к увольнению Лапота был в середине 2013 года, после неудачного запуска ракеты «Зенит-3SL» с морской платформы. Тогда же федеральное правительство пыталось вернуть себе контроль над РКК «Энергия» - в собственности Росимущества было лишь 38,22% акций, а этого недостаточно даже для должного контроля финансовой деятельности предприятия.
Помимо государства, которому принадлежат 38,22% акций РКК «Энергия», у предприятия есть несколько крупных акционеров. Около 20% акций принадлежат «дочкам» «Энергии» - ИК «Развитие» (17,32%) и Заводу экспериментального машиностроения (3,15%). 12,4% принадлежат «Газфонду» и находится в доверительном управлении компании «Лидер» миллиардера Юрия Ковальчука, 11,16% принадлежит ЗПИФ смешанных инвестиций «Стратегические активы» и находится под управлением УК «Агана». Значительное число акций распределено между почти 9 тысячами мелкими акционерами.
Вероятно, в том числе и отсутствие контрольного пакета акций «Энергии» в руках государства позволяло Виталию Лопоте вести себя достаточно самостоятельно. Он, например, часто критиковал стратегию Роскосмоса по реформированию отрасли — Поповкин предлагал включить главное двигателестроительное предприятие в стране «Энергомаш» в холдинг на базе научно-производственного центра имени Хруничева, а Лопота был уверен, что «Энергомаш» должен быть присоединен к «Энергии».
Впрочем, в 2013 году Владимир Поповкин оставил пост главы Роскосмоса из-за проблем со здоровьем (бывший чиновник недавно скончался на 58-м году жизни), а Виталий Лопота так и остался в кресле главы РКК «Энергия».
Зато в апреле 2014 году Следственный комитет сообщил, что по итогам проверки РКК «Энергия», которая была затеяна ранее Роскосмосом, возбуждено по крайней мере одно уголовное дело. Подозреваемым в злоупотреблении полномочиями стал президент компании Виталий Лопота.
По версии следствия, в 2010 году Виталий Лопота отдал приказ руководству Завода экспериментального машиностроения, который является «дочкой» РКК «Энергия», о предоставлении займов двум компаниям, участвующим в коммерческом проекте «Морской старт». Данные средства должны были быть использованы в качестве авансов по договорам на изготовление пилотируемых кораблей. При этом займы, уверены следователи, предоставлялись аффилированным организациям на невыгодных для РКК «Энергия» условиях. Таким образом, считают в СК, Лопота использовал свое положение вопреки интересам акционерного общества и это повлекло причинение существенного вреда охраняемым интересам государства. Ущерб, подсчитали в Следственном комитете, составил 41 миллион рублей.
Спустя несколько недель после сообщения Следственного комитета Роскосмос начал готовить новую комиссию для проверки производственных мощностей РКК «Энергия».
Смена руководителя может произойти, только если государство в том желании поддержит кто-то еще из крупных акционеров. По данным «Коммерсанта», соответствующие договоренности уже достигнуты с «Газфондом», чьи акции находится в доверительном управлении компании «Лидер».
Более того, уже определен преемник Лопоты — им станет генеральный директор «Энергомаша», который ранее глава «Энергии» хотел присоединить к своей корпорации, Владимир Солнцев. В заслугу Солнцеву ставится то, что он смог наладить работу «Энергомаша», сбалансировать пакет заказов и добиться того, что в 2013 году выручка предприятия составила 7 млрд рублей, хотя еще три года назад она с трудом дотянула до 1,5 млрд.
Построенный на «Энергомаше» двигатель РД-191 отлично отработал во время состоявшегося недавно первого пуска ракеты-носителя «Ангара 1.2ПП».
Владимир Солнцев родился в 1957 году в Туле, окончил местный политехнический институт и с 1980 года работал на Тульском машиностроительном заводе, где вырос с позиции мастера до до заместителя директора по экономике и финансам. В середине девяностых перешел в банковский сектор. С 1995 года он работал в группе компаний Межкомбанка: вначале президентом инвестиционной компании «Межинвест», затем — директором департамента инвестиционных программ банка.
В начале 2000-х годов Солнцев перешел в ВТБ, где был обычным, а затем и старшим вице-президентом. Он возглавлял управление по работе с крупными клиентами. С 2004 года совмещал свой пост с должностью заместителя председателя правления приобретенного ВТБ Гута-банка (который впоследствии вышел на рынок под маркой ВТБ24).
В «реальный сектор» экономики Солнцев вернулся в 2010 году: 4 октября он стал исполнительным директором НПО «Энергомаш».
Переход Солнцева на пост главы РКК «Энергия» будет выглядеть вполне логичным. «Энергия» — основное предприятие в России, которое занимается строительством пилотируемых кораблей. Она была создана в 1994 году на базе существовавшего с советских времен Первого особого конструкторского бюро.
Именно РКК «Энергия» разработала и эксплуатирует российский сегмент Международной космической станции, изготавливает и обеспечивает полеты космических грузовых кораблей «Прогресс» и пилотируемых кораблей «Союз» к МКС.
Несмотря на множество претензий к Лопоте, претензий к надежности пилотируемой космонавтике пока никаких не высказывается: многочисленные неудачные запуски, как правило, не имеют никакого отношения к МКС.