будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
госбюджет Антон Силуанов
Июль 1, 2025
Хозяйство
Карпюк Илья

Краткосрочный бюджет

На встрече с партактивом «Единой России» Дмитрий Медведев сообщил, что еще вчера дал поручение министрам внести в Государственную Думу поправки в Бюджетный кодекс, в соответствии с которыми Россия вернется от трехлетнего к однолетнему бюджетному циклу.

«Нам предстоит разработать непростой бюджет, в целом очень высокие неопределенности в цене нефти и газа, а, соответственно, и в курсе рубля. Есть большие риски», - объяснил свое решение глава правительства.

Ранее о том, что в правительстве хотят отказаться от трехлетнего бюджета, написала газета «Ведомости». Чиновники Министерства финансов посчитали, что в условиях нестабильности прогнозировать экономическую обстановку на три года вперед практически невозможно, в результате трехлетний бюджет только добавляет неоправданных рисков.

Дело в том, что если реальные показатели окажутся сильно хуже того, что заложено в прогнозе, то возникает угроза секвестра, а если бюджет будет сверстан слишком консервативно, то будут урезаны многие статьи, которые при ином раскладе могли бы обеспечить рост инвестиций.

Собеседники издания указали, что сейчас невозможно предсказать несколько факторов, таких как усиление или, напротив, снятие санкций, стоимость энергоносителей, а также темпы развития Китая. Если все-таки писать трехлетний бюджет, то цифры, фактически, будут «взяты с потолка».

Также предлагается изменить дату внесения бюджета в Государственную Думу. Действующая редакция Бюджетного кодекса обязывает правительство внести в парламент проект бюджета к 1 октября, предлагается отодвинуть этот срок до 25 октября. Это объясняется тем, что Минфин не успевает подготовить документ из-за слишком позднего обновления макропрогноза Министерством экономического развития.

Обычно все ключевые решения по бюджету принимаются еще летом, но в этот раз из-за скачков цены на нефть и слабопредсказуемой ситуации в экономике свежий макропрогноз даже не утвержден правительством. По новому базовому макропрогнозу Минэкономразвития, в 2016 году баррель нефти марки Urals будет стоить $55, в 2016–2017 гг - $60. В консервативном варианте прогнозе цена на нефть заложена на уровне $40 в течение всех трех лет. Минфин предлагает верстать бюджет исходя именно из консервативного сценария, но разница в доходах бюджета между ним и базовым прогнозом огромна, 4,5 трлн рублей только за 2016-2017 гг.

Действительно, по данным Александры Суслиной из экспертной экономической группы, в «спокойные», без экономических шоков 2013–2014 годы разница между заложенными в законе о бюджете цифрами и фактическим исполнением составляла всего 2–3%, зато в кризисный период, в 2009 году, реальность отклонилась от прогноза на треть.

Идею отказа от трехлетнего бюджетного цикла уже одобрили и в Кремле. Помощник президента Андрей Белоусов признал, что в условиях «экономической неопределенности» стоит принять бюджет только на 2016 год и правительство, по его словам, скорее всего, пойдет по этому пути.

«Интриги никакой здесь нет. Действительно, с учетом большой экономической неопределенности есть смысл в виде исключения отказаться от подготовки бюджета на трехлетку и принять бюджет только на 2016 год, просчитав чисто индикативно параметры еще на два года», — пояснил Белоусов «Интерфаксу».

Норма о бюджете на три года появилась в 2006 году, впервые трехлетний бюджет был принят в 2007 году на 2008-2010 гг. Считается, что одну из ведущих ролей в появлении такой практики сыграл министр финансов Алексей Кудрин. «Трехлетний бюджет — это бюджет долгосрочной устойчивости и снижения зависимости экономики от нефти и газа», - говорил тогда он, одновременно было принято правило о разделении нефтегазовых и ненефтегазовых доходов.

Исключение было сделано только в 2008 году, к концу года было понятно, что мировой кризис отразился на российской экономике и вместо бюджета на 2009-2011 гг было принято решение писать однолетний бюджет.

Смысл трехлетнего бюджета в том, что государство могло заранее распределить траты на различные программы и взять на себя определенные обязательства, что, например, позволило расширить практику заключения трехлетних контракты. При этом до сих пор основная часть бюджетных расходов идет через разовые траты, что часто не очень выгодно ни правительству, ни его контрагентам.

Трехлетний бюджет, в теории, должен был позволить справится с практикой «недоосвоения средств», когда в конце года в казначействе остаются неизрасходованные деньги, потому что бюджетополучатели иногда не способны вовремя их получить и потратить по назначению.

Также был и скрытый смысл в принятии трехлетнего бюджета: таким образом становилось возможным максимально перенести на будущее расходы правительства, по максимуму сконцентрировавшись на социальных тратах, что было немаловажно в предвыборном 2008 году.

Трехлетнее бюджетное планирование во многих странах просто не имеет смысла, поскольку в результате выборов может смениться правящая партия, которая может иначе смотреть на налоговую и бюджетную политику и, соответственно, наращивать или сокращать государственные траты. В России середины 2000-х годов такой проблемы не возникало, так что трехлетний бюджет стал реальностью.

Вслед за федеральным правительством на трехлетний бюджетный цикл перешли регионы, а также, например, Казахстан.

Пока до конца непонятно, собираются ли в правительстве вовсе отказаться от трехлетнего бюджетного планирования, или, как и во время предыдущего кризиса, отход от такой практики будет краткосрочным.

Как бы то ни было, теперь вслед за федеральным правительством от трехлетних бюджетов, очевидно, откажутся все регионы, потому что заметная часть их доходов формируется дотациями из центра, размер которых теперь предсказать будет решительно невозможно.

Карпюк Илья
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).