будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 16, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Кредитные предпосылки российской стагнации

Кредитные предпосылки российской стагнации
gric_big

Итоги деятельности банковского сектора России за 2009 год вряд ли можно назвать утешительными. Правда, банковская система перенесла кризис не в пример лучше, чем десять лет тому назад, однако - как тогда, так и сейчас - банкиры в большей степени занимались самоспасанием, а не спасением всей экономики. Конечно, мы не можем требовать невозможного, однако положение обязывает, и, вытягивая собственные банки из экономической трясины, их управляющие заодно должны были бы вытягивать и своих клиентов. Однако это у них не получилось, на что были, к сожалению, очень серьезные причины.

Финансовый кризис по-настоящему начинается после панического набега вкладчиков на банки, целью которого является изъятие вкладов. Обычно после такого набега от банков практически ничего не остается, если им, конечно, не поможет доброе государство. Десять лет назад государство у нас было «злым» и допустило массовые банкротства; но спустя некоторое время оно немного раздобрело, приобрело жизненный опыт и, что самое главное, обзавелось ресурсами, которые в этот раз помогли помочь удержать на плаву получившую серьезные пробоины банковскую систему.

Недолго раздумывая, монетарные органы управления в лице Центрального банка и Министерства финансов дружно «вкачали» в коммерческие банки сразу несколько триллионов рублей, компенсируя банкам отток средств напуганных вкладчиков. Так, Центральный банк к началу 2009 года открыл банкам кредитов на 3,3 трлн. руб., а Министерство финансов разместило во Внешэкономбанке депозит в 404 млрд. руб. для предоставления субординированных кредитов коммерческим банкам, и время от времени проводило аукционы по размещению в банках временно свободных средств бюджета.

Эти меры сыграли свою роль, и, несмотря на панику, банковская система устояла. Позже, когда паника поутихла, средства клиентов снова стали возвращаться в банки, надобность в централизованном финансировании снизилась. Задолженность перед Центробанком сократилась более чем в два раза, а аукционы Минфина перестали собирать участников.

Тем не менее, несмотря на внешние признаки выздоровления, банковская система России подверглась и продолжает подвергаться серьезным испытаниям. Первое из них – это ухудшение качества ранее предоставленных кредитов, в том числе рост просроченной задолженности, а второе – необходимость погашать займы и кредиты, полученные от иностранных кредиторов в более благополучные времена.

Ухудшение качества кредитов, то есть снижение вероятности их погашения на условиях, прописанных в кредитных договорах, имело место и до кризиса, но только после его начала стало принимать масштабный характер. Падение продаж и доходов у большинства заемщиков резко сократило возможности точного выполнения взятых на себя обязательств, поэтому банки были вынуждены постоянно переносить сроки погашения кредитов. В результате, просроченная задолженность по кредитам, на начало 2008 года составлявшая всего 184 млрд. руб., на конец 2008 года составила 422 млрд. руб., а на конец 2009 года – более 1 трлн. руб.

Перенос сроков погашения, согласно правилам банковского надзора, должен приводить к переклассификации кредитов, то есть если по тому или иному кредитному договору была допущена просрочка платежа, то банк должен присвоить такой ссуде более низкий рейтинг и создать под нее дополнительные резервы, так как вероятность ее невозврата увеличилась. Поскольку перенос сроков погашения был массовым, то такой же массовой была переклассификация ссуд и создание под них резервов, которые выросли с 588 млрд. руб. на начало 2008 года до 1 трлн. руб. на начало 2009 года и до 2 трлн. руб. на начало 2010 года. Таким образом, из-за ухудшения качества кредитов ресурсные возможности банковской системы уменьшились почти на 1,5 трлн. руб., что сопоставимо с непогашенной задолженностью перед Центральным банком.

Пойти другим путем, то есть не переносить сроки погашения кредитов и обращать взыскание на залоги, если заемщик не гасит ссуду, оказалось трудновыполним решением, потому что значительная часть залогов, представленная ценными бумагами и недвижимостью, резко обесценилась. Банк, конечно, мог получить залог, и во многих случаях именно так и делал, но толк для него от этого был небольшой – реализовать залог по полной стоимости на депрессивном рынке все равно не было никакой возможности, поэтому приходилось и приходится ждать, когда цены восстановятся. А для банка это - то же самое, что продлевать ссуду клиенту.

Другая проблема, которая затрудняет посткризисное восстановление банковской системы, – это необходимость возвращать кредиты и гасить займы, размещенные за границей во времена хорошей конъюнктуры. Максимум задолженности российских банков (с государственным участием и без него) составил $198 млрд. на 1 октября 2008 года. Сумма не маленькая, с ее погашением у банков могли быть проблемы и в хорошие времена; поэтому они, как правило, надеялись рефинансировать долги, а не погашать их полностью. Но жизнь внесла свои суровые коррективы, и российским банкам пришлось погашать внешнюю задолженность в самый неподходящий для этого момент. Пока, правда, они с этой задачей справляются (задолженность сократилась до $136 млрд. на 1 октября 2009 года), но ведь на погашение идут средства, которые могли бы быть использованы на выдачу кредитов заемщикам внутри страны. Но они не используются, и поступают в распоряжение иностранных кредиторов.

То есть можно констатировать, что восстановление российской банковской системы сдерживается двумя факторами – массовым переносом сроков погашения кредитов, что требует создания больших резервов под их возможные потери; и необходимостью погашать задолженность перед внешними кредиторами. И тот, и другой фактор приводят или к замораживанию, или к полной потере кредитных ресурсов, что не дает возможности банкам расширять кредитование, а их клиентам – увеличивать оборотные средства. Поэтому неудивительно, что в целом банковская система России стагнирует, и ее общий баланс, составлявший на начало 2009 года 28 трлн. руб., на конец 2009 года составляет только 29,4 трлн. руб. Рост в номинальном выражении составил всего 5%, ну а в реальном, с учетом инфляции, никакого роста вообще не было. Зато в предкризисном 2008 году общий баланс российской банковской системы вырос на 39%.

В связи с этими печальными фактами хотелось бы сделать одно замечание по поводу разного рода государственных программ по стимулированию спроса домашних хозяйств, например, на автомобили и на жилье. Все эти программы предполагают субсидирование государством процентных ставок при приобретении в кредит машин и квартир. Правда, не совсем понятно, кто будет выдавать кредиты, субсидировать процентные ставки по которым намерено государство? Вот эти наши банки, у которых мало свободных средств, чтобы выдавать новые кредиты? Или кто-то еще? Это остается загадкой, и пока она не будет разрешена, меры государственного стимулирования потребительского спроса будут явно бесполезными.

Что же касается прогноза на ближайшее будущее, то, как нам представляется, и в наступившем году банковский сектор российской экономики будет влачить жалкое существование. Внешние долги по-прежнему надо будет платить, а внутренние кредиты по-прежнему придется реструктурировать. Соответственно, ресурсов для выдачи новых кредитов у банков практически не будет, и их клиенты не смогут из-за этого расширить свою деятельность. Поэтому, одновременно со стагнацией банковского сектора стагнировать будет и вся российская экономика. 

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).