Серьезные инвесторы, а именно семейство Рокфеллеров и Джордж Сорос, проявили интерес к криптовалютам, сообщают западные и российские СМИ. Известия об этом интересе способствовали росту криптовалют. Так, на торгах 8 апреля биткоин дорожал на 2,1% – до 7 047 долларов, Ethereum поднимался выше 400 долларов, показав рост сразу на 3,6%.
Это весьма существенный подъем на фоне того резкого падения, которое отмечалось в начале 2018 года. Напомним: в феврале биткоин подешевел с декабрьских почти 20 тысяч долларов до всего лишь 5,9 тысячи долларов. Ethereum, который в середине января стоил до 1,3 тысячи долларов, к середине февраля упал в цене до 800 долларов и продолжил падение.
Аналогичное явление отмечалось в начале года и у других криптовалют. Так, к примеру, XRP (Ripple), в январе достигший своих исторических максимумов в почти четыре доллара, еще до начала февраля подешевел до одного доллара. Как уточняет интернет-издание Lenta.Ru, а к началу апреля он снизился более чем вдвое, достигнув уровня в 49 центов.
О том, что основанная Рокфеллерами компании Venrock стала партнером венчурной компании CoinFund, которая занимается инвестициями в криптоиндустрию, стало известно 6 апреля, передает интернет-издание Business Insider. В тот же день информационное агентство Bloomberg сообщило, что фонд Сороса планирует заняться криптовалютным трейдингом. С учетом того, что Джордж Сорос не далее чем в январе 2018 называл биткоин финансовым пузырем, это прозвучало достаточно неожиданно и вызвало новый рост интереса к криптовалютам.
Прокомментировать для «Полит.ру» ситуацию согласился Сергей Хестанов, доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела (ФФБД) РАНХиГС, советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие брокер».
«Сорос был абсолютно прав, когда назвал биткоин классическим «мыльным пузырем». Изменения наиболее популярных криптовалют в прошлом году, а именно рост их стоимости в районе 20 раз за год, конечно, вызывал сильные ассоциации с «пузырем». И во многом его прогноз оправдался: сейчас биткоин упал более чем в три раза относительно тех значений. Но следует ли считать, что сейчас Рокфеллеры и Сорос стали уделять более значительное внимание криптовалютам? Теоретически это возможно, но для серьезных инвесторов криптовалюты не слишком привлекательны.
Помимо чисто финансовых рисков (а то, что быстро выросло в цене в 20 раз, может так же быстро и упасть), существуют еще существенные правовые риски: в большей части престижных юрисдикций статус криптовалют вообще не отрегулирован. То есть закон не разъясняет четко, какими правами обладает владелец этого актива, как разрешаются споры относительно этого актива и так далее. Поэтому мне кажется, что интерес серьезных инвесторов ограничен, ограничен в том числе и неурегулированностью правового статуса.
Да, вполне естественно, что после сообщений об интересе Сороса и Рокфеллеров криптовалюты стали дорожать. Но сами криптовалюты – инструмент очень молодой, и их потенциал до конца неясен даже их создателям. Поэтому в любом случае только время покажет, трансформируется ли вновь оживившийся интерес прочих инвесторов во что-то серьезное или же часть криптовалют исчезнет, как исчезали компании эпохи краха dot-com.
Когда интернет только появился, был огромный интерес к компаниям в этой сфере, и многие из них очень сильно подорожали. Но при этом буквально единицы из них выжили и функционируют и сейчас. Наверно, из известных можно назвать только Amazon. А большую их часть (а их были тысячи) сейчас уже никто, кроме историков интернет-бизнеса и не знает.
С криптовалютами – то же самое, это актив очень молодой, статистики по нему нет. Что-то выживет, что-то исчезнет. Но что конкретно выживет, а что конкретно исчезнет, пока неясно. Так что разумно было бы к этому активу пока относиться очень осторожно. Причем если для кого-то осторожность связана с риском финансовых потерь, то для кого-то она непременно будет связана и с риском правовым. Потому что совершенно неясно, как регулируются многие вопросы, с криптовалютами связанные.
Надо сказать, что 26 миллионов, которые, как пишут СМИ (а я видел эту публикацию), вкладывает в криптовалюты Сорос, для него настолько маленькие деньги, что говорить о каком-то серьезном интересе и ждать большого роста криптовалют тут не приходится. Это, скорее всего, в масштабах Сороса просто тестирование – назвать это серьезными инвестициями со стороны такой фигуры, как Сорос, язык не поворачивается. Думаю, если бы у него был серьезный интерес, речь шла бы о миллиардах долларов, а не о миллионах.
Словом, больше всего это напоминает не инвестиции, а тестирование. И делать выводы об этом рано: думаю, на криптовалютную индустрию это едва ли окажет существенное влияние. Сорос просто, видимо, решил присмотреться к тому, что такое представляют собой криптовалюты сейчас: в его масштабах сумма, которую он потратит, мала. Так что речь явно не идет о чем-то серьезном. Думаю, это тот случай, когда имя настолько громкое, что мало внимания обращается на размер вложенных средств. А размер этот не слишком велик даже для среднего инвестора, повторю; для Сороса же это – совершеннейшие копейки», – сказал Сергей Хестанов.