будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 5, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Критикам Полсона

Критикам Полсона
gric_big

Не успели высохнуть чернила на «плане Полсона», как его уже подвергли критике. Характер ее показывает: на нынешнюю администрацию США уже махнули рукой, и готовят «план действий» для будущей. Которая наверняка не будет республиканской.

Если вкратце, то план сводится к предоставлению финансовой помощи инвестиционным и ипотечным банкам, которые оказались на грани банкротства (а некоторые уже обанкротились) из-за того, что их заемщики не смогли платить проценты по взятым в этих банках кредитам. Кредиты брались в основном на приобретение жилья, и само это жилье являлось их обеспечением. Поэтому, не получив очередной порции процентов, банки могли инициировать процесс возврата залогов, говоря проще, потребовать от заемщиков, чтобы они покинули занимаемые ими дома. А сами высвободившиеся дома или попробовать продать, или предоставить для проживания другим заемщикам.

В спокойные времена эта схема работала без перебоев, но примерно год назад стало ясно, что неплатежеспособных заемщиков слишком много, и если их всех выставить на улицу, то стране грозит большое социальное бедствие. А если выставить на продажу все освобожденные от жильцов дома, то цены на них рухнут, и банки не смогут вернуть вложенные средства. Разница между размером выданного когда-то кредита и текущей стоимостью его обеспечения (дома или квартиры) окажется такой большой, что созданные банками резервы не позволят покрыть этот убыток, и их капитал превратится в ноль или даже в отрицательную величину.

Кроме того, падение цен на рынке недвижимости однозначно приведет к кризису в строительной отрасли. Если уже имеющегося жилья очень много и стоит оно очень дешево, то кто тогда будет покупать новые дома? Они никому не будут нужны, спрос на них упадет и строительная отрасль резко снизит обороты.

Таким образом, предлагая финансовую помощь инвестиционным и ипотечным банкам, министр финансов США предлагал спасти от разорения достаточно большой фрагмент американской экономики и решить заодно большую социальную проблему. Для США это сейчас особенно актуально, так как новое жилье покупали не только хорошо обеспеченные белые американцы (у них с жильем и так давно все в порядке), а афроамериканские и мексиканские семьи, жившие до того в т.н. projects, то есть в бесплатном социальном жилье, внешним видом напоминающее наши пятиэтажки. Выбраться из этого «городского дна» раньше было практически невозможно, но последние пять лет у людей появился шанс, который может опять пропасть…

Поэтому и с финансовой, и с социальной точки зрения, проект Полсона является вполне здравым. В конце концов, Казначейство США не дает деньги банкам напрямую, а выкупает у них залоги, по которым нет платежей. То есть происходит выкуп только проблемных активов. Если в том или ином банке дела велись хорошо, то продажа неликвидных залогов Казначейству позволит такому банку продолжать свои операции – или, если они примут решение ликвидировать банк, вернуть акционерам капитал с нормальной прибылью. Ну а если дела в банке велись плохо, то выкуп залогов ему все равно не поможет и банк так и останется банкротом, безо всякой надежды на помощь со стороны Казначейства.

Заемщикам этот план тоже должен понравиться, так как он предполагает пролонгацию процентных платежей и платежей в погашение кредитов и снимает с них непосильные финансовые обязательства, возникшие из-за роста процентных ставок, который начался два года тому назад.

Но еще больше этот план должен понравиться всей остальной Америке, которая кредитными и ипотечными операциями не занималась, однако, в силу специфического устройства американского кредитного и фондового рынка, косвенным образом оказалась в них замешанной. Эта косвенная связь состоит в том, что в США, в отличие, например, от Европы, нет кредитных институтов, которые принимают депозиты и выдают кредиты. Кроме того, в США слабо распространены специализированные кредитные организации, вроде ссудо-сберегательных ассоциаций, где деньги вкладчиков используются только целевым образом: на финансирование строительства или приобретение готового жилья. От остального рынка капиталов подобные организации бывают отделены, поэтому кризисы работать им не мешают. Но в США такого нет: кредит на приобретение жилья может выдать кто угодно, а финансирование для такого рода сделок получается с «открытого рынка», то есть путем продажи разного рода ценных бумаг, вроде облигаций, обеспечением по которым являются выданные кредиты.

Поскольку до недавнего времени рынок ипотеки в США развивался очень бурно и с платежами по ценным бумагам проблем не было, они считались наиболее надежным активом для вложения средств. Причем не только надежным, но и консервативным. Поэтому облигации, обеспеченные закладными на дома, охотно покупали разного рода инвестиционные фонды, страховые компании и центральные банки многих стран мира. Но как только начались дефолты по кредитам, все эти инвесторы оказались у разбитого корыта, так как по ранее сверхнадежным облигациям стало невозможно получить ни процентов, ни основного долга. И если бы им пришлось списать эти вложения в убыток, скандал был бы огромный. Естественно, подобное развитие событий было не в интересах администрации США, которая прекрасно понимает, что американское процветание последних лет было профинансировано за счет притока инвестиций из-за рубежа. И что если по этим инвестициям будет объявлен полный и окончательный дефолт, больше Америка не получит ни цента.

Соответственно, план Полсона дает всем инвесторам надежду, что их вложения не пропадут, так как выпустившие ценные бумаги банки получат деньги в обмен на просроченные закладные и из этих денег смогут погасить свои долговые обязательства или выкупить акции у наиболее пострадавших акционеров. Саму финансовую систему США эта операция от сжатия не спасет, так как в ближайшее время спрос на кредиты и ценные бумаги будет, видимо, минимальный, но инвесторы сохранят позитивное мнение о США как о стране, куда можно вкладывать деньги, хотя и с гораздо большей осторожностью, чем раньше.

Таков в общих чертах «план Полсона», на который, как мы отмечали в начале статьи, сразу же обрушилась критика. Критика, однако, не очень адекватная, так как план критикуют не за то, что он готовиться сделать, а за то, что он не делает и делать не собирается. По мнению одного из оппонентов этого плана, американская администрация, вероятно, должна была бы махнуть рукой на банки и их клиентов и устроить нечто вроде «нового курса» Франклина Д. Рузвельта – строить дороги и каналы, мосты и тоннели, аэродромы и портовые причалы, - в общем, заниматься созданием и обновлением инфраструктуры. Это необходимо делать, во-первых, потому, что инфраструктура в США изрядно пообносилась, а во-вторых, мощные инвестиционные программы дадут работу многим американцам, ВВП вырастет, доходы поднимутся, спрос восстановится, - ну, в общем, все как в учебнике.

Не имея ничего против учебников и «нового курса», отметим, что предложения оппонентов «плана Полсона» уже полностью или почти полностью выполнены действующей администрацией США. Разве массовое строительство индивидуальных жилых домов и переселение в них семей из убогих кварталов не является своего рода продолжением «нового курса»? И разве строительство социальной инфраструктуры не создает новых рабочих мест и не приводит к росту ВВП? Еще как приводит, но вот только ребята из администрации захотели сделать сразу все хорошо (вроде коммунизма за пять лет), а «алчные» банкиры не смогли и не захотели вовремя остановиться. В результате произошел кризис, разгребать который придется теперь уже новой администрации, и для этого ей придется изобретать какие-то новейшие рецепты, а не те, которые уже апробированы временем. Или продолжать выполнять «план Полсона», несмотря на все его недостатки. 

См. также:

  • Семинар с Леонидом Вальдманом. Механизмы и последствия экономического кризиса в США. Часть 1.Часть 2
  • Леонид Вальдман. Американская экономика: 2008 год
  • Леонид Вальдман. Американская экономика: 2006 год
  • Леонид Вальдман. Об экономической ситуации в США
  • Леонид Вальдман. Что же выбирает Америка?
  • Лекция Джонатана Андерсона. Экономический рост и государство в Китае
  • Григорий Гриценко. Китайский фронт американского кризиса
  • Григорий Гриценко. Ставка против дефолта
  • Григорий Гриценко. Скромные надежды на американскую экономику
  • Григорий Гриценко. Ограниченный эффект денежной политики
  • Григорий Гриценко. Чудеса американской статистики
  • Григорий Гриценко. Инфляция вместо дефолта
  • Григорий Гриценко. Глобальные качели мировой экономики
Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).