Существует угроза повторения кризиса 1998 года, полагают аналитики Bank of America. По их мнению, тренды мировых рынков в настоящее время схожи с теми, что наблюдались в конце 1990 годов, и могут свидетельствовать о приближении нового кризиса.
В 1998 году в азиатском регионе происходил экономический кризис, а в России случился дефолт. По оценке аналитиков Bank of America, ситуация настоящего времени напоминает ситуацию того периода: доллар продолжает укрепляться, и под его давлением рушатся развивающиеся рынки, тогда как акции высокотехнологичных компаний растут.
В то же время информационное агентство Bloomberg отмечает, что 20 лет назад признаки того сорта, которые видны сейчас, были вызваны другими факторами. Агентство подчеркивает, что, к примеру, снижение стоимости валюты развивающихся стран теперь не является абсолютным, оно относительно и происходит на фоне усиления США, а целом экономика азиатских стран растет.
Между тем не все эксперты смотрят на вопрос оптимистично: прогноз относительно вероятной рецессии не так давно давали Всемирный банк и финансист Джордж Сорос, напоминает информационное агентство РБК.
О том, почему финансовые аналитики периодически обсуждают вероятность повторения финансовых кризисов и о том, что может повлиять на развитие ситуации, с «Полит.ру» поговорил главный экономист «Эксперт РА», доцент ВШЭ и МГУ Антон Табах. По его словам, основания ожидать кризиса существуют, однако как конкретно это будет выглядеть, аналитики, разумеется, предсказать не могут.
«Действительно, раз в десять лет происходит какой-то экономический кризис. Предыдущий, напомню, был в 2007-2008 годах, более или менее он закончился в 2009 году, а в Европе отголоски его были слышны и позже. Сейчас наступил 2018 год, так что неудивительно, что заговорили о подобных ожиданиях. Это как в России всегда с опаской ждут августа, а особенно — августа того года, который кончается на цифру восемь.
Естественно, встает вопрос, есть ли для таких ожиданий объективные основания. Поэтому в Bank of America это решили проанализировать. Решили не только в этом банке: если посмотреть внимательно, последние полгода это тема активно вводится в повестку дня. Что же реально? Реально то, что если с окончания кризиса прошло много времени, то, согласно базовым принципам экономики, кризис все-таки должен случиться. Неизвестно только, какую он примет форму.
Вопроса тут, по сути, два: будет ли апокалипсис и что его вызовет? Ну, как гласит известная шутка, экономисты предсказали десять последних кризисов из пяти. То есть, объективные условия для кризиса могут быть, но его можно проскочить за счет каких-то неочевидных факторов. И наоборот: по основным экономическим показателям все может быть совершенно замечательно, а в реальности может разразиться кризис в силу каких-то политических ошибок.
О чем говорят имеющиеся сейчас данные? О том, что в мировой экономике действительно накопились определенные перекосы. Что закредитованность во многих странах выше, чем была в прошлый раз, причем закредитованность выше как у населения, так и у государства (даже у государства в большей степени). Окончание количественного смягчения (определенная монетарная политика, используемая центральными банками для стимулирования национальных экономик — прим. ред.) действительно может пройти болезненно, но центральные банки многому научились.
Если обратить внимание, то видно, что кризис 1998 года был бюджетно-валютным по сути. Кризис 2008-2009 годов по своей сути был кризисом финансовых институтов и дерегулирования. Сейчас же, возможно, случится кризис мировой торговли — классический кризис перепроизводства, как тот, что описан у Маркса, только на новом уровне. Вот этого стоит опасаться, учитывая торговые войны США с Европой, США с Китаем. Это достаточно очевидный спусковой крючок. Но как все на деле будет выглядеть, естественно, аналитики банков знать не могут, они просто рассматривают некоторый сценарий.
Есть ли какая-то возможность уклониться от кризиса, если то, что может стать его спусковым крючком, уже очевидно? Это вопрос к тем, кто будет определять политику других стран. Обычно самый лучший способ уклониться от кризиса на уровне стран — это принять в нем участие, то есть устроить торговую войну.
Словом, кризис вероятен, и такова основная проблема. В остальном — любые прогнозы делаются в рамках вводных. Изменятся вводные, изменится и прогнозирования. Да, какой-то кризис неизбежен , но можно обсуждать глубину. Сейчас многие вспоминают ситуацию конца 1980-х годов, когда экономический кризис тоже имел место, но был довольно мягким. Да, биржи обвалились, валюты перетасовались, но в итоге особенного удара по экономике не было.
Можно ли теперь рассчитывать на подобный вариант? Ну, рынок — это живой организм; экономисты, при всех Нобелевских премиях и попытках придать экономике имидж точной науки, все-таки полной ясности в такой вопрос внести не могут. До сих пор не все известно, потому что экономика — это про людей, и предсказать в точности, как именно что отзовется, все же нельзя. К примеру, та же торговая война может спровоцировать большую цепную реакцию. Надо смотреть, как все развернется на практике.
Пока скажем так: накопились определенные структурные проблемы, которые, скорее всего, нерешаемы на уровне отдельных стран, а уровень международной кооперации падает. Соответственно, мы и видим точку, откуда может все пойти вразнос — и международная торговля, и торговая инфраструктура; плюс мы видим некие перекосы на финансовых рынках. Это первое. А второе — что это, скорее всего, будет проходить дезорганизованно.
Вот все, что может сказать. В остальном можно отметить лишь, что отчеты аналитиков полезно читать для понимания общей картины. А дальше сам каждый сам оценивает вероятности сценария», — сказал Антон Табах.
Добавим, что пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя прогноз аналитиков Bank of America, выразил сомнения в том, что следует ожидать событий такого масштаба, как происходили в 1998 году. «Я не знаю чем они руководствовались, поэтому я не стал бы вступать в какую-то дискуссию», — пояснил при этом он. На вопрос «Значит, все будет хорошо?» Песков ответил: «Наверняка».