Неожиданно пострадавшими от срочно принятого Государственной Думой закона о запрете иностранным гражданам и компаниям владеть российскими СМИ могут стать крупные российские корпорации. Дело в том, что многие сайты российских компаний зарегистрированы как средства массовой информации — до последнего времени так было намного удобней работать.
Теперь надежда либо на то, что президент закон не подпишет, либо на то, что до его вступления в силу будут приняты новые поправки,почти исчерпана.
Дело в том, что российское законодательство обязывает многие компании, которые имеют дело с большим количеством клиентов, информировать об изменении тарифов на свои услуги через СМИ. Так обязаны делать коммуникационные компании, в том числе сотовые операторы, банки, негосударственные пенсионные фонды и т. д.
Вместо того, чтобы оплачивать рекламные блоки в прессе, которые все равно никто не читает, многим компаниям проще зарегистрировать свои сайты как СМИ и публиковать всю положенную по закону информацию именно там. Тем более, что рядовой клиент в поисках информации о тарифах в первую очередь обратится именно к официальному сайту.
Процесс регистрации СМИ в России крайне либерален: достаточно уведомить Роскомнадзор и получить соответствующую лицензию. Так что вполне естественно, что все хоть сколько-нибудь крупные компании, которые работают с сотнями тысяч клиентов, регистрируют свои сайты как средства массовой информации.
Еще один вид СМИ, которые принадлежат крупным российским компаниям — корпоративная пресса. Почти в каждом отделении банка, крупном магазине или на бензозаправке можно найти журнал, в котором печатаются развлекательные статьи, а заодно рекламируется соответствующая компания. Существует корпоративная пресса, направленная на экспертное сообщество — ее представителей чаще можно встретить в нефтегазовой отрасли. Некоторые компании также выпускают журналы для внутреннего пользования, которые распространяются только среди сотрудников — таким образом у работников появляется понимание того, чем живет большая копания, какие перед ней стоят цели и задачи.
Многочисленные изменения закона о СМИ, которые в последние годы принимает российский парламент и подписывает президент, никак не затрагивали корпоративную прессу — там никто и не собирался публиковать комментарии на грани экстремизма, призывать к насилию или расчленению России.
И только принятый закон, который запрещает иностранным гражданам или компаниям контролировать более 20% акций издающегося в России СМИ, вызвал переполох на рынке. Проблема в том, что закон запрещает не просто владеть, а именно контролировать. Понятно, что все корпоративные СМИ находятся в собственности материнских компаний, которые, в свою очередь, зарегистрированы в России. Но эти самые материнские компании зачастую принадлежат иностранцам.
Так, по сведениям «Коммерсанта», «Мегафон» является учредителем 15 СМИ, в том числе 12 сайтов (основной сайт компании megafon.ru также является СМИ), двух газет и журнала «Испытатель». «Вымпелком» является учредителем 12 СМИ — 10 журналов, газеты «Мир Би Лайн» и официального сайта beeline.ru. Компания МТС учредила всего восемь СМИ, газету, три сайта и четыре журнала.
По новым правилам, которые вступят в силу с февраля 2016 года, все эти три компании потеряют право учреждать СМИ. 25,17% акций «МегаФона» принадлежат шведско-финской TeliaSonera, еще 14,7% торгуются на Лондонской фондовой бирже. 100% «Вымпелкома» принадлежат бермудской компании Vimpelcom Ltd. Почти половина акций МТС, 48,54%, находятся в свободном обращении, причем основная часть — на Нью-Йоркской фондовой бирже.
Новые правила коснутся и негосударственных пенсионных фондов, которые до недавнего времени были зарегистрированы как некоммерческие организации, но сейчас обязан проходить процедуру акционирования. Так, контроль над НПФ «Наследие» принадлежит кипрской фирме UCP PE Assets Limited. НПФ «КИТ Финанс» контролируется также через кипрскую Waylong Holdings Limited, НПФ «Стальфонд» формально принадлежит компании «Ренсетло Инвестментс Лимитед» с того же острова.
Лицензия средства массовой информации есть у сайта банка «ВТБ 24», который является «дочкой» ВТБ, 39% акций которого, в свою очередь, торгуются на бирже. «Альфа-банк», материнской компанией которого является кипрская ABH Financial Ltd. зарегистрировал как СМИ журнал «Альфа-Навигатор» для сотрудников и «Время жить» для клиентов. Компания Qiwi, более 60% акций которой обращается на нью-йоркской бирже NASDAQ, также зарегистрировала свой сайт как СМИ.
В принципе, достаточно просто придумать способы обхода новых правил. Например, передать издание корпоративных СМИ на аутсорс российским компаниям — многие так и делают уже сейчас, нужно будет просто немного по-другому оформить договоры. Пока что не исключен вариант внесения поправок в закон, которые выведут из-под него корпоративные СМИ и, например, образовательные и развлекательные каналы и издания, такие как Discovery, National Geographic, Disney и т. д. Но для этого лоббистам соответствующих структур придется очень постараться.
Даже если закон поменять не удастся, публикация изменений в тарифах в какой-нибудь региональной прессе почти никак не скажется на бюджете крупных компаний — банков, сотовых операторов, пенсионных фондов и прочих. Ключевое слово здесь — «почти», именно из таких мало заметных для бизнеса трат, которые внезапно навязываются государством, и образуется инвестиционный климат. Который в России, к сожалению, и так, мягко говоря, не слишком хорош.