Следователи все же получат право возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям без согласия Федеральной налоговой службы. Об этом свидетельствуют поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, которые, как утверждает газета «Ведомости», сегодня будут представлены президенту руководителем ФНС Михаилом Мишустиным.
Сейчас, напомним, налоговые дела могут возбуждаться Следственным комитетом только на основании материалов Федеральной налоговой службы — самостоятельно заниматься такими делами следователи не имеют права с 2011 года.
Лишение силовиков права по своему желание возбуждать уголовные дела по налоговым статьям — одна из самых заметных реформ времен президентства Дмитрия Медведева. Летом 2008 года, через несколько месяцев после принесения присяги, на встрече с представителями малого бизнеса Дмитрий Медведев произнес свои знаменитые слова про «закошмаренный» бизнес. «Замучили проверки и всякого рода наезды по коммерческим наводкам. Вообще надо, чтобы и наши правоохранительные органы, и органы власти перестали кошмарить бизнес», — заявил он тогда.
Возмущение президента можно было понять: его президентство пришлось на начало мирового экономического кризиса, когда поддерживать инвестиционный климат на должном уровне было особенно важно, а тут следственные органы имели право возбудить уголовное дело и задержать предпринимателя по простому, ничем не подтвержденному доносу. Зачастую в СИЗО оказывались предприниматели, к которым у налоговиков вообще не было никаких претензий.
Впрочем, слова президента не сразу отразились на российском законодательстве — только к 2011 году парламент принял поправки, которые изменили ситуацию. Именно тогда следователи стали зависеть от налоговиков в вопросе возбуждения уголовных дел. Естественно, мгновенно количество таких дел резко сократилось: если в 2009 году было открыто 14,6 тысяч налоговых дел, то в 2011 году только 3,3 тысячи.
После изменения законодательства количество жалоб на рейдерские захваты, которые часто реализовывались с помощь возбуждения на собственников предприятий уголовных дел, довольно сильно сократилось. Зато Следственный комитет был недоволен ухудшением показателей и низкой эффективностью раскрытия дел.
Вскоре президентский срок Дмитрия Медведева закончился, на пост вернулся Владимир Путин. В сентябре 2013 года в прессе появилась информация о том, что СК готовит законопроект, возвращающий право возбуждать налоговые уголовные дела без ведома ФНС. В октябре того же года президент Владимир Путин, без согласования документа с заинтересованными ведомствами, внес соответствующий законопроект в Государственную Думу, где он был практически мгновенно одобрен в первом чтении.
Тогда законопроект вызвал серьезные разногласия в правительстве. За его принятие высказалось Министерство финансов — это легко объясняется дефицитом федерального бюджета, который можно преодолеть не только сокращением расходов, но и увеличением поступлений, а оно как раз достигается усилением контроля следственных органов над бизнесом.
Впрочем, даже в самом Министерстве финансов нашлись те, кто президентский законопроект не поддержал — против выступил глава налогового департамента Илья Трунин. Он, правда, подчеркнул, что является специалистом по налогам, а не по Уголовно-процессуальному кодексу.
Против президентского законопроекта высказались в Министерстве экономического развития. О своей позиции заявил даже премьер-министр Дмитрий Медведев. «Я свою позицию сформулировал еще в тот период, когда вносил соответствующий законопроект, в результате которого общее количество уголовных дел существенно снизилось. Навозбуждать-то можно все что угодно, особенно по заказу и за деньги, что происходит часто, когда одна структура борется с другой», — заявил Медведев 12 ноября.
Премьер попросил депутатов подумать перед принятием президентского законопроекта, и парламентарии даже готовы были на это пойти — глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников заявил, что документ является «очень спорным».
Владимир Путин жестко ответил сразу всем сомневающимся в целесообразности принятия его инициативы. Во время очередного заседания Агентства стратегических инициатив глава Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин пожаловался главе государства на то, что бизнес очень волнуют внесенные на рассмотрение парламента поправки.
Путин, в свойственной ему манере, пообещал разобраться, но одновременно высказался о своем отношении к критикам его инициативы. «Здесь вопрос очень просто решается: вынужден буду им напомнить, что есть определенная практика решения вопросов перед тем, как выходить в средства массовой информации. Известно, что если кто-то с чем-то не согласен, как Кудрин сделал в свое время, — он перешел в экспертное сообщество», — заявил президент, намекая на возможную отставку недовольных. Сам Путин уверенно высказался за отмену либеральной реформы Медведева в этой сфере.
В итоге Государственная Думу приняла в 2013 году президентский законопроект в первом чтении, но на этом и остановилась.
В феврале 2014 года газета «Ведомости» опубликовала информацию о том, что в связи с ростом бюджетного дефицита следственные органы и без принятия поправок «получили сигнал сверху атаковать», то есть активизировали работу по налоговым преступлениям.
По итогам 2013 года количество налоговых дел действительно увеличилось — только в Москве их стало больше на треть, что позволило получить бюджету дополнительный доход в 2,6 млрд рублей.
Теперь, когда СКР, ФНС и прочие заинтересованные ведомства, похоже, договорились, отмены медведевской реформы нужно будет ждать не очень долго. Согласно информации «Ведомостей», документ все-таки не будет ограничивать следствие в его право начинать расследование по налоговым делам. Единственное обязательство, которое ложится на работников СКР — направлять запрос в налоговую службу.
Согласно тексту поправок, если сотрудники МВД обнаруживают след налоговых преступлений в ходе оперативно-розыскной деятельности, они должны немедленно сообщить об этом в СКР. В этом ведомстве, в свою очередь, должны проверить, есть ли основания для отказа в возбуждении дела, и если такового не обнаруживается, то они должны в течение трех суток отправить в налоговую материалы и предварительные расчеты недоимки.
ФНС должна сообщить в СКР, верны ли расчеты и выявлены ли были нарушения при предыдущих проверках. В теории ФНС может сообщить в СКР, что проверка в отношении подозреваемой компании не проводилась и никаких нарушений за ней не замечено — ФНС не обязана никого проверять по запросу из СКР.
Однако и следователь не должен ждать ответа из ФНС для того, чтобы возбудить дело — он может это сделать, какой бы ответ ни пришел от налоговиков, и даже до прихода документа. Если нарушитель возмещает ущерб бюджету, то следователь вправе сразу закрыть дело.
О том, к чему приведет принятие закона парламентом, можно судить хотя бы по тому, как даже в рамках современного, либерального порядка можно резко увеличить количество уголовных дел против предпринимателей.