Министр финансов, вице-премьер Алексей Кудрин заподозрил «Ростехнологии» в попытках «увода» доходов государственного бюджета и намерении провести «скрытую приватизацию» передаваемого госкорпорации федерального имущества. Свои претензии он сформулировал в письме на имя первого вице-премьера Игоря Шувалова, которое оказалось в распоряжении «Коммерсанта». Письмо представляет собой официальное заключение Минфина на проект указа президента о формировании имущественного взноса РФ в капитал «Ростехнологий».
Впервые проект этого указа был внесен в правительство Сергеем Чемезовым в конце декабря и с тех пор несколько раз переписывался. Изначально проект указа содержал перечень из примерно 250 ФГУПов и ОАО с госучастием. Впоследствии список был расширен до 600 предприятий. Однако в последней версии указа фигурирует уже около 470 предприятий. Однако и эту версию согласовать и закрепить пока не удалось, хотя документ уже одобрен в Кремле. С наиболее резкой критикой выступил Алексей Кудрин.
Напомним, согласно этому указу, госкорпорация «Ростехнологии» (глава – Сергей Чемезов, которого некоторые СМИ именуют «другом Путина») претендует на пакеты акций и активы нескольких сотен предприятий в самых разных отраслях – от оборонки до типографского дела. Еще корпорация хочет управлять федеральными целевыми программами (ФПЦ) более чем на 700 млрд рублей (крупнейшие – развитие электронной промышленности, на 110 млрд рублей, и гражданской авиации, на 189 млрд рублей).
Эти планы вызвали раскол разногласия в правительстве РФ: одни члены кабинета помогают «Ростехнологиям» получить активы с частным капиталом, а другие пытаются воспрепятствовать этому. Как рассказывал замгендиректора «Ростехнологий» Алексей Алешин, все члены кабинета концептуально поддерживают создание «Ростехнологий», а противоречия возникают в частностях: Минэкономразвития хотело, чтобы «Ростехнологии» выступали бюджетополучателем по ФЦП, однако Минфин и ФАС – против. «Ростехнологии» устраивают оба варианта. Для этого, по мнению Алешина, нужно внести ряд поправок в федеральный закон от 23 ноября 2007 года «О государственной корпорации «Ростехнологии» и в закон «О некоммерческих организациях».
В письме Алексея Кудрина главное нарекание касается механизмов финансирования деятельности «Ростехнологий». Речь идет о планах госкорпорации финансировать «программы технического перевооружения основных производственных фондов промышленности» за счет самостоятельной продажи части передаваемых ей госактивов. По мнению главы Минфина, «реализация данного предложения является скрытой формой приватизации, а также предполагает как непрозрачность механизмов продажи данных активов, так и отсутствие контроля над использованием этих доходов самой госкорпорацией». Эта практика, говорит Кудрин, «направлена на увод доходов от продажи госактивов из федерального бюджета, куда данные средства должны поступать в соответствии с федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». Поэтому Минфин предлагает «Ростехнолигиям» согласовывать с госаппаратам все свои решения по передаваемым предприятиям.
Также Кудрин потребовал исключить из передаваемых «Ростехнологии» государственных активов предприятия гражданских отраслей промышленности, доли России в зарубежных совместных предприятиях, а также один из основных оборонных холдингов – ОАО «ОПК «Оборонпром» (51% принадлежит Росимуществу, 31,13% — ФГУП «Рособоронэкспорт»). «Реализация данного предложения приведет к снижению контроля над деятельностью стратегических предприятий и организаций со стороны государства, к увеличению административных издержек», – считает Кудрин.
В госкорпорации претензии Минфина отвергают. Там говорят, что письма Алексея Кудрина пока не видели. «Исходя из той информации, которая до нас доходит, логика некоторых требований Минфина вообще непонятна. Например, требование исключить из перечня активов госкорпорации ОПК «Оборонпром», который до сих пор работал исключительно под гарантии «Рособоронэкспорта», а в перспективе – «Ростехнологий». Как заявил Алексей Алешин, 31% акций «Оборонпрома» в любом случае будет передан «Ростехнологиям». Странным, по мнению Алешина, выглядит и обвинение Минфина в адрес госкорпорации в попытке «увода» бюджетных средств: «Если нет бюджетного финансирования, должен быть какой-то инвестиционный ресурс для финансирования деятельности предприятий».
Ряд экспертов соглашается с Алексеем Кудриным, называя создание «Ростехнологий» скрытой формой приватизации. Как отмечал ранее «Полит.ру», госкорпорация прежде всего характеризуется уникальной в новейшей истории России формой собственности. Ей передается госсобственность, а сама госкорпорация при этом является как бы государственной, но почти лишенной госконтроля.
Критиков у госкорпоративизации хватает, ведь происходит мало чем обусловленное разгосударствление собственности. «Чрезвычайно опасной вижу моду на появление государственных отраслевых корпораций, которые сегодня возникают. Когда предлагается создать корпорацию, например, для лекарственного обеспечения, рыбы, дорог (Росавтодор) – я могу еще долго перечислять – это наводит на мысль, что государство даже не пытается понять, что это может сделать частный бизнес», – говорил глава Экспертного управления президента Аркадий Дворкович.
См. об этом:
Михаил Захаров. «Реприватизационный прорыв. Крупный бизнес в 2007 году»
Эксперты недоумевают, зачем государственной корпорации, которая должна заниматься бизнесом, связанным с реализацией военной техники и технологий, техники и технологий двойного назначения, такие чисто гражданские предприятия, как Тверской вагоностроительный завод, Уральский завод резиновых технических изделий, российско-вьетнамская рыбохозяйственная компания «Сипримфико», акции авиационных компаний AIRUnion, ГТК «Россия», «Владивосток Авиа» и авиакомпания «Сибирь». Также непонятно, зачем госкорпорации нужен Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ) и печально известный разработчик системы ЕГАИС – ФГУП НТЦ «Атлас». И это при том, что государство уже давно решило, что сделает со своими пакетами акций в этих компаниях – продаст их частным стратегическим инвесторам.
Экономический обозреватель «Полит.ру» Григорий Гриценко предполагает, что Сергей Чемезов решил подменить своей корпорацией Госкомимущество, видимо считая, что он будет гораздо лучше управлять государственными пакетами акций, чем сотрудники федеральных органов власти, руководство ГУПов или же частный бизнес.
См. об этом: