Туроператоры бьют тревогу: из-за запрета чартерных рейсов туры могут вырасти в цене до 30 процентов. И просят отменить запреты. Ситуация повторяется уже второй год и стала следствием жесткой конкурентной борьбы мейджоров и региональных компаний. Побеждают первые, страдают туристы.
Согласно анализу, проведенному АТОР, чартерной перевозки в этом сезоне на всех желающих может не хватить. Вчера Ассоциация Туроператоров России (АТОР) выступила с открытым письмом на имя руководителя Федерального агентства воздушного транспорта с просьбой пересмотреть ранее принятые решения и дать допуск попавшим под запрет авиакомпаниям.
Операторы винят государство: накануне майских праздников Росавиация запретила 4 чартерные программы по Болгарии, по Греции –13, по Германии – 1, по Испании – 6, по Италии – 8, по Румынии – 1, по Тунису – 3, по Турции – 9, по Хорватии – 14, по Черногории – 5, и по Чехии – 3.
«По оценкам экспертов, непредсказуемость решений Росавиации приведет к серьезному удорожанию туристических пакетов на самых массовых направлениях», - говорится в сообщении Ассоциации туроператоров России. Рост ожидается на уровне до 30 процентов.
Туроператоры сетуют, что решения Росавиации появляются буквально накануне начала полетных программ. Так произошло перед майскими праздниками: решение было опубликовано за неделю до них и туроператорам срочно пришлось искать места на «разрешенных» бортах.
Рейсы российских авиакомпаний-мейджоров обходятся дороже.
В Ассоциации туроператоров уверяют, что рассчитывали заявки на перевозку туристов с учетом резко изменившегося спроса из-за революций в Северной Африке. Данные из-за рубежа их соображение подтверждают: россияне переориентировались на другие направления. Так, по данным министерства культуры и туризма Турции, количество россиян, посетивших страну, выросло в первом квартале 2011 года в полтора раза, до 180 тысяч человек. Даже при условии межсезонья рост турпотока в страну в целом составил почти 15 процентов.
На популярном форуме сайта Tourdom, работники туриндустрии горячо обсуждают новости о запрете на полет чартеров и поднятие топливного сбора. Посетители форума винят Росавиацию и подозревают крупнейшие авиакомпании (в основном «Трансаэро» и «Аэрофлот») в лоббизме собственных интересов.
Рыночная ситуация в целом способствует различным конфликтам интересов.
По данным Ростуризма, если в 2009 за границу в качестве туристов выехали 9,5 млн россиян, то в 2010 их насчиталось уже 12,6 млн. По данным РБК.research, в 2010 году объем российского рынка выездного туризма составил около 157 млрд руб. Иные оценки еще выше. По данным «Интуриста», объем продаж в 2009 году составлял $6,9 млрд, и подрос до более чем 8 млрд в 2010 году. На 2011 год президент ВАО «Интурист» прогнозировал рост продаж зарубежных туров до 12,1 млн (в 2009 было 8,1 млн) при увеличении объема продаж на российском рынке до $10,4 млрд.
И на этом рынке происходит серьезная борьба за увеличение объемов перевозок. Региональные операторы теснят мейджоров с привычных лидерских позиций. В прошлом году оренбургская Orenair потеснила на рынке международных перевозок с третьей (после «Аэрофлота» и «Трансаэро») позиции государственную авиакомпанию «Россия», продемонстрировав рост в 52 процента. У того же «Аэрофлота» рост составил 32 процента. Рост Orenair стал возможен прежде всего благодаря ставке на чартеры и союз с крупным турагентом «Пегас Туристик».
Мейджоры активно защищают свои рынки — в особенности московский. В прошлом году ведущие авиакомпании придумали использовать приказ Минтранса под номером 92, по которому надо согласовывать чартерные рейсы с назначенным на маршруте регулярным перевозчиком. «Аэрофлот», скажем, тогда решил, что рейсов на Кипр достаточно и заблокировал ряд чартерных программ.
В этом году у мейджоров появился еще один весомый аргумент для недопуска региональных перевозчиков в Москву — перегруженность московского авиаузла, которую они, совместно с руководством аэропортов, доказали Минтрансу и даже премьеру Владимиру Путину (см. Разрубить авиационный узел). Чему следствием стало продолжение функционирования 92-го приказа министерства и новые запреты чартерных программ регионалов. Фокус лишь в том, что пострадают не только авиакомпании, но и граждане.