В декабре прошлого года в статье «Как победить бедность» мы проводили расчет ресурсов, которые потребуются для повышения заработной платы работников бюджетных организаций. Сейчас досрочное погашение внешнего долга, еще полгода тому назад казавшееся непосильной ношей, сделалось вдруг приятным и безболезненным мероприятием. И повышение социальных расходов, которое мы относили на 2008 год (год президентских выборов), стало возможным уже в 2006 году. В бюджете появились лишние сто миллиардов рублей, и президент решил с большим шиком и блеском потратить их на повышение жизненного уровня наиболее низкодоходных групп населения.
В указанной статье нами делались некоторые расчеты, иллюстрирующие объем денежных средств, которые должно затратить государство, чтобы довести заработную плату работников бюджетной сферы до нормального уровня. Под «нормальным» мы понимаем такой уровень, когда минимальный размер оплаты труда равняется прожиточному минимуму, а дальше заработная плата каждого бюджетника определяется в зависимости от его квалификации - то есть по действующей тарифно-квалификационной сетке. И тогда, и сейчас минимальный размер оплаты труда существенно отставал от прожиточного минимума. В декабре 2004 года он составлял всего 600 рублей в месяц, а с января 2005 его должны были поднять до 720 рублей. И это при том, что прожиточный минимум у нас составляет около 2,5 тыс. руб. в месяц. В общем, заработной плате бюджетников было куда расти, и поэтому мы занялись подсчетом ресурсов, которые потребуются для ее повышения, - если вдруг власти захотят его провести.
Сразу же хочется оговориться, что обсуждение роста заработной платы учителей и врачей нами делалось, исходя из очень простых побуждений. Не секрет, что на протяжении всего послереформенного периода доходы бюджетников были существенно ниже средней заработной платы по стране. То есть бюджетникам просто недоплачивали, по сравнению с представителями других профессий. Но тогда, на фоне бюджетного дефицита, массовой безработицы и гиперинфляции даже те жалкие гроши, которые выплачивались в бюджетном секторе экономики, выглядели относительно неплохо и были хоть каким-то подспорьем для их получателей.
Однако с улучшением экономической ситуации в стране и резким ростом доходов в производственном секторе экономики разрыв в уровне жизни стал просто вопиющим. Не обращать внимания на это стало уже просто нельзя - тем более, что разного рода социальные реформы (вроде реформы здравоохранения и образования), на которые возлагались большие надежды в том числе финансового характера, стали тормозиться и отошли в тень. То есть общая картина социально-экономической жизни выглядела не очень сбалансированно. На фоне роскоши и великолепия энергетического, металлургического, строительного, банковского секторов состояние и перспективы образования и здравоохранения становились все более и более жалкими. Поэтому разрыв в доходах надо было сокращать - тем более, что у государственного бюджета уже появились ресурсы, достаточные для того, чтобы заткнуть некоторые прорехи.
Ресурсы эти появились в связи с тем, что Министерство финансов стало проводить политику досрочного погашения внешнего государственного долга. Благодаря этому должны были высвободиться средства, которые можно было направить на решение социальных вопросов. Естественно, в полном объеме свободные ресурсы могли появиться у бюджета не раньше 2008 года, так как закончить досрочное погашение планировалось в 2007 году. А до этого все бюджетные ресурсы должны были находиться в состоянии крайнего напряжения, так как досрочное погашение долга, да еще к тому же срочное, - это большая нагрузка, выдержать которую очень нелегко.
Однако жизнь распорядилась иначе. Беспрецедентный рост нефтяных цен вызвал пропорциональный рост валютных доходов экспортеров энергоносителей и, соответственно, доходов федерального бюджета. Досрочное погашение долга стало процессом достаточно безболезненным и сделало возможным повышение социальных расходов. В бюджете - и в распоряжении президента - появились лишние сто миллиардов рублей.
Но при этом надо отметить, что несмотря на внешний эффект от появления «больших денег», президент выбрал для реализации не самые зарплатоемкие проекты. У нас, кроме врачей и учителей, есть другие бюджетные и, так сказать, внебюджетные отрасли, где одним махом месячный доход на 10 тысяч рублей не повысишь. Во-первых, это вооруженные силы и органы внутренних дел, а во-вторых – пенсионеры, которые, судя по планам министра здравоохранения и социальной защиты Зурабова, могут рассчитывать на прибавку к пенсии не больше 10-15% за весь 2006 год. Но это и понятно. Пенсионеров у нас 38 миллионов человек, а вот учителей – всего 1,6 млн. Врачей – 686 тысяч плюс 1,5 млн медсестер. Естественно, что их проблемы решить гораздо легче, чем проблемы более многочисленной армии людей с уменьшившейся трудоспособностью. А внешний эффект от такого решения во много раз превысит затраченные суммы. Надо же, президент заботится не только о спецслужбах, но и о людях мирных профессий!
Хотя ради справедливости стоит отметить, что это повышение бюджет может выдержать совершенно спокойно не только в период высоких нефтяных цен, но и в период низких. Общая сумма повышения не такая уж большая, а досрочное погашение долга, о чем мы писали выше, позволит профинансировать эту статью расходов вне зависимости от того, как будут меняться доходы. Макроэкономический эффект - или в виде ускорения инфляции, как опасаются некоторые эксперты, или в виде прироста физического объема продукции, на что рассчитываем мы, - от этой операции будет не очень заметен. Что нам какие то 100-150 млрд руб. дополнительных расходов при ВВП в 17 триллионов рублей? Так, капля в море.
В общем, эффект от повышения заработной платы врачей и учителей будет скорее социальный и пропагандистский, чем общеэкономический. Хотя за людей радостно.