Президиум Правительства России, подводя на своем заседании 3 сентября итоги бюджетного полугодия, отметил, что расходы федерального бюджета существенно отстают от запланированных объемов. К 1 июля 2009 года министерства и ведомства успели потратить около 40% выделенных им бюджетных ассигнований, хотя, в принципе, надо было потратить все 50%. Соответственно, антикризисное влияние бюджета ослабевает, и он не оказывает того позитивного воздействия на российскую экономику, как это предполагалось при его принятии.
Правда, на президиуме Правительства конкретных причин срыва финансирования не называлось. Поэтому мы проявим инициативу и попробуем разобраться, по каким статьям расходов произошли задержки в выделении средств, и могут ли эти задержки на самом деле привести к негативным последствиям в российской экономике.
Для проведения этого анализа всех бюджетополучателей можно условно разделить на тех, чьи расходы на экономическое восстановление сильного влияния не оказывают, и на тех, чьи расходы должны были, по идее, вывести российское хозяйство из кризиса. Кроме того, «антикризисные» расходы имеет смысл разделить на четыре группы. Первая группа – это взносы государства в уставные капиталы акционерных обществ, которым грозит снижение капитала или банкротство; вторая – прямые денежные выплаты физическим лицам, затронутым кризисом; третья – субсидии юридическим лицам за ухудшение условий хозяйствования, произведенные государством; и четвертая группа – государственные капитальные вложения.
Как показывает анализ статей расходов федерального бюджета, у тех бюджетополучателей, которые никак не могут повлиять на экономическое состояние страны, расходы по полугодиям распределены более или менее равномерно. Например, Роснаркоконтроль и Федеральная миграционная служба из ассигнованных им 20 млрд. руб. каждому, в первом полугодии точно уложились в 10 млрд. Федеральная налоговая служба, чьей прямой обязанностью является поддержание бюджетной дисциплины, потратила ровно 52 млрд. руб. из выделенных на год 104 млрд. Судебный департамент при Верховном Суде из открытых ему 99 млрд. освоил 48 млрд. рублей. От судейских не отстают и прокуроры – получив на год 39 млрд. с копейками, они аккуратно потратили 20 млрд. руб. И даже Министерство обороны, которое всегда ругали за неравномерное освоение бюджетных ассигнований, в текущем году поражает своей дисциплинированностью – из годового бюджета в 836 млрд. руб. в первом полугодии оно смогло использовать на свои нужды 411 млрд., или 49%.
В общем, этот список можно продолжать и дальше, только нет необходимости. И Академии наук со всеми их отделениями, и Служба судебных приставов, и Федеральная служба исполнения наказаний, и МГУ им. Ломоносова – все они тратят государственные деньги равномерно, и поэтому их влияние на выход экономики из кризиса является нейтральным.
Но, кроме ведомств, чьи расходы осуществляются строго по графику, есть и «передовики производства». Так, Министерство юстиции успело потратить 8 млрд. руб. из выделенных ему на год 11 млрд. Не отстает от него Министерство иностранных дел, сотрудники которого уже успели освоить 2/3 годового бюджета в 37 млрд. руб. Неужели и в самом деле активность России на международной арене так резко возросла, что это вызвало перерасход бюджетных средств?
Однако как бы дипломаты и юристы ни старались, до настоящих тяжеловесов им еще очень далеко. Так, корпорация «Роскосмос» успела потратить 58 млрд. из выделенных на год 89 млрд. Министерство внутренних дел при годовом бюджете в 417 млрд. руб. уже освоило 227 млрд. (54%), Минсельхоз из 192 млрд. потратил уже 132 млрд. (не иначе как на ликвидацию последствий засухи), а Минздравсоцразвития – 176 млрд. (58% годовых ассигнований).
После того, как мы разобрались с «передовиками» бюджетного процесса, самое время обратить внимание на тех, кто, по образному выражению, «сидит на своем» и не хочет помогать государству поднимать страну после обрушившегося на нее несчастья. В этом месте надо сделать небольшую остановку в нашем анализе и напомнить, что теперь мы будем разбирать поведение ведомств, чьи расходы прямо влияют на деловую активность в стране, и что расходы эти распадаются на взносы в уставные капиталы, денежные выплаты физическим и юридическим лицам и государственные капитальные вложения.
Взносы в уставные капиталы акционерных компаний в основном проходят по бюджетам двух ведомств – Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Министерства промышленности и торговли. И хотя их задачи во многом совпадают, бюрократическая активность этих ведомств совершенно разная. Так, агентство по управлению госимуществом из закрепленных за ним 231 млрд. рублей успело потратить, смешно сказать, только 27 млрд., а остальные 204 млрд. бюджетных денег остались в загашнике. В свою очередь, Минпромторг активно вносит деньги – самый большой взнос, в 25 млрд. руб. был сделан в уставный капитал госкорпорации «Ростехнологии» для оказания финансовой помощи «АвтоВАЗу». Еще 15 млрд. руб. было внесено в капитал авиакорпорации «МиГ», на 6 млрд. руб. было приобретено акций дополнительной эмиссии, которую произвела Объединенная авиастроительная корпорация, и 4 млрд. руб. составил взнос в капитал Казанского авиационного производственного объединения. Конечно, еще далеко не все выделенные средства разошлись по конечным получателям, но в целом работа практически сделана.
Таким образом, Минпромторг по всем статьям обошел агентство по управлению госимуществом, хотя оно, честно говоря, не слишком виновато в торможении расходования бюджетных средств. Дело в том, что агентство должно сделать взнос в уставный капитал Внешторгбанка РФ, но решение об увеличении капитала (а это гигантская сумма в 180 млрд. руб.) принимает не агентство, а акционеры Банка. Вот если они это решение примут, тогда деньги попадут в их распоряжение, а пока они зарезервированы в расходной части бюджета и никак не используются.
Кроме того, не только агентство по управлению госимуществом в своей деятельности зависит от решений акционеров компании-реципиента. Например, другое федеральное агентство, которое занимается управлением железнодорожным транспортом, должно было внести 25 млрд. руб. в уставный капитал компании «Российские железные дороги», но пока внесло только 17 млрд., а оставшиеся 8 млрд. руб. еще не пристроило.
Оказание финансовой помощи юридическим и физическим лицам также разбросано по нескольким ведомствам. Значительная часть этой помощи проводится через тот же Минпромторг, который, демонстрируя высокую исполнительскую дисциплину, уже выделил 25 млрд. руб. из запланированных 28 млрд. государственной субсидии корпорации «Ростехнологии». Однако с остальными получателями бюджетных субсидий дела обстоят не так просто. Так, в бюджете Министерства запланировано 21 млрд. субсидий на возмещение затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в российских коммерческих банках. Запланировано 21 млрд., а фактически выдано только 6,7 млрд. рублей, потому что, как это хорошо понятно, сейчас желающих брать кредиты в банках, даже по субсидируемым ставкам, не очень-то много. То есть предприятие, конечно, может взять кредит, но если у него нет заказов, то что оно с ним будет делать?
Эта хозяйственная неопределенность, кстати, распространяется и на физических лиц. В бюджете Министерства предусмотрено 2 млрд. руб. на субсидии банкам, которые будут выдавать потребительские кредиты населению для приобретения автомобилей российского производства. Деньги выделены, но автомобили не покупают, поэтому пока Министерство передало банкам только 426 млн. руб.
Трудности с выдачами субсидий еще лучше заметны в другой отрасли российской экономики – на железнодорожном транспорте. В бюджете федерального агентства железнодорожного транспорта предусмотрено 50 млрд. руб. субсидии для АО «РЖД» на компенсацию потерь в доходах в связи с государственным регулированием тарифов на железнодорожные перевозки. Деньги в бюджете есть, но РЖД их еще не получило и, соответственно, не смогло покрыть ущерб от убыточных перевозок. Хотя, с другой стороны, эти убытки могут оказаться не такими большими, как казалось в начале года, поэтому государство, скорее всего, решило пока придержать их до получения финансовой отчетности компании за 2009 год.
С получением субсидий РЖД вообще не везет, так как из-за низкой автомобильной активности населения оно никак не может получить средства на перевозку автомашин, производимых в Европейской части России, в Сибирь и на Дальний Восток. В свое время государство обещало снизить стоимость перевозки российских машин, чтобы опустить их цену и таким образом отбить охоту у жителей Дальнего Востока ездить на японских и корейских автомобилях. Государство выполнило свое обещание и заложило в бюджет субсидию на 2 млрд. руб., из которой потрачено только 12 млн. руб. (!). Ну не хотят дальневосточники покупать «Жигули», и все тут.
Такой же перенос субсидий имеет место и на авиационном транспорте. Государство предусмотрело 5 млрд. руб. для авиакомпаний, которые возьмут на себя обслуживание пассажиров, купивших билеты других авиакомпаний, рейсы которых были отменены из-за их фактического банкротства. Хотя и отмены рейсов, и банкротства уже есть, но деньги компаниям-дублерам пока еще никто не перечислял.
Трудности с выплатой субсидий юридическим лицам частично компенсируются успешной выплатой субсидий физическим лицам. Это отчасти понятно, так как получение подобных субсидий обставлено меньшими бюрократическими формальностями и, что самое главное, для юридического лица возможно получить субсидию только в том случае, если оно активно работает; а для физического лица, наоборот, возможно получить субсидию, если оно не работает. А это уже серьезно меняет ситуацию, потому что во времена кризиса все-таки проще не работать, чем работать.
В общем, из двух видов субсидий, предназначенных для населения, испытывающего трудности с получением работы, выплачено все или почти все. Из 43 млрд. руб., предназначенных для снижения напряженности на рынке труда, израсходовано уже 20 млрд., а из средств, выделенных для содействия занятости населения, в размере 77 млрд. руб., выплачено 66 млрд., или 86%.
Судя по всему, эта возможность восстановления экономического роста практически исчерпана, и у государства остается последний инструмент, с помощью которого оно может воздействовать на хозяйственную ситуацию. Этим инструментом являются государственные капитальные вложения, которыми оно, по идее, должно заместить сократившиеся частные капиталовложения. Чтобы посмотреть, как идет это замещение, мы проанализируем бюджеты трех крупных государственных инвесторов: федерального агентства железнодорожного транспорта с бюджетом в 156 млрд. руб., федерального дорожного агентства с бюджетом в 335 млрд. руб. и федерального агентства воздушного транспорта с бюджетом в 36 млрд. руб.
Большая часть капитальных расходов агентства воздушного транспорта приходится на реконструкцию и строительство аэропортов. Потребность в этих объектах сомнений не вызывает, однако темпы освоения бюджетных средств далеки от намеченных. Например, на реконструкцию аэропорта Владивостока выделено 3,5 млрд. руб., а фактически освоено только 863 млн. руб. На реконструкцию аэропортового комплекса в Сочи выделено 2,6 млрд. руб., а освоено только 580 млн. руб. В общем и целом на бюджетные инвестиции в отрасль выделено почти 10 млрд. рублей, из которых востребовано 3 млрд. руб.
Немногим отличается положение дел в дорожном строительстве. Так, из средств подпрограммы «Автомобильные дороги» с финансированием в 196 млрд. руб. израсходовано 88 млрд. руб., то есть 45% от плана; а проекты, которые финансируются за счет средств Инвестиционного фонда (18 млрд. руб.), оплачены только на 22%. Это, кстати, не удивительно, так как такие проекты требуют софинансирования со стороны частного бизнеса, а у него сейчас с деньгами напряженка. Поэтому, скорее всего, эти проекты будут заморожены и бюджетных средств больше не получат.
Ситуацию на железных дорогах лучше всего характеризует фраза, выдернутая из известного стихотворения поэта Некрасова, – «не пойдет наш поезд как немецкий». По одним направлениям расходы проводятся точно по графику, а по другим – с очень сильным отставанием. Так, из 30 млрд. руб., выделенных из Инвестиционного фонда, оплачено расходов всего на 5 млрд. руб. Правда, такое резкое падение расходов вызвано замораживанием только одного инвестиционного проекта – организации скоростного движения на участке Санкт-Петербург – Хельсинки. На проект было выделено 17 млрд. руб., в результате же было освоено только 368 млн. руб.
Таким образом, если подвести промежуточный итог бюджетным расходам, то неудовольствие правительства становится понятным. По тем цифрам, которые мы привели выше (они, конечно, не охватывают всех направлений расходов), общий недорасход составил 300 млрд. руб. И это в разгар кризиса, когда спрос сокращается повсеместно! Поэтому совершенно естественно, что Правительство могло потребовать от соответствующих ведомств ускорить выделение средств конечным бюджетополучателям. Хотя, конечно, с другой стороны, если такие деньги остаются невостребованными, то значит, они особо и не нужны, и Министерство финансов может со спокойной душой их секвестировать. Спрос вследствие этого будет, конечно, меньше, но и бюджетный дефицит, и инфляция тоже не будет разгоняться. А для нашей экономики это было бы очень позитивным явлением.