будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Хозяйство

«ЛУКОЙЛ вводит суд в заблуждение»

«ЛУКОЙЛ вводит суд в заблуждение»
lukoil
Компания «ЛУКОЙЛ». Источник: Фото: kommersant.ru

Судебное разбирательство вокруг конкурса на Восточно-Таймырский участок между Роснедрами и компанией «Роснефть», которая обратилась с заявлением о нарушении конкурсных процедур, превращается в комедию одного актера. Причем «актер» этот выступает лишь в качестве третьей стороны, но в активности значительно превосходит ответчика.

Вчерашнее заседание Арбитражного суда г. Москвы было посвящено ходатайству компании «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» о снятии обеспечительных мер: компания выиграла право на разработку участка, но суд запретил Роснедрам выдавать ей лицензию.

Пытаясь убедить суд в необходимости отмены этого запрета, представитель частной нефтяной компании заявил, что из-за обеспечительных мер ЛУКОЙЛ может нарушить сроки лицензии на проведение работ. «У нас содержится ряд обязательств, по которым нужно выполнить мероприятия, чтобы не пропустить срок, установленный в лицензии», — сказал юрист. Кроме того, по его словам, пока сохраняются обеспечительные меры, якобы страдает федеральный бюджет, «поскольку компания «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь», признанная победителем конкурса, не может перечислить установленные конкурсом два миллиарда рублей, которые являются единоразовым платежом и которые должны быть перечислены в федеральный бюджет». «Поэтому мы говорим о том, что в действительности здесь имеются факты ущемления и нарушения интересов победителя конкурса», — добавил он, посетовав на то, что каждая неделя промедления на Восточно-Таймырском участке в условиях крайнего севера кратно увеличивает стоимость работ по месторождению для выполнения лицензионных обязательств.

Однако представитель «Роснефти» с легкостью парировала эти доводы: начав с «процессуальных возражений», она обратила внимание суда на тот факт, что возникновение у третьей стороны каких-либо обязательств «связано исключительно с моментом выдачи лицензии, и, соответственно, сейчас отсутствуют какие-либо основания говорить о том, что у ЛУКОЙЛа до этого момента возникли какие-то обязательства, которые он вдруг не сможет исполнить». «Даже в конкурсной документации предусмотрено, что проект поисково-оценочных работ, которые, по мнению ЛУКОЙЛа, он не сможет начать вовремя, подлежит лишь разработке, согласованию и утверждению в течение одного года со дня выдачи государственной лицензии, — заявила представитель «Роснефти». — То есть любые доводы третьего лица о том, что сейчас имеет место нарушение его прав в связи с невозможностью исполнить какие-либо его обязательства, являются необоснованными, не основаны на нормах действующего законодательства и, в том числе, не соответствуют порядку условий проведения конкурса. Таким образом, это в принципе не может повлиять на нарушение каких-либо сроков и обязательств».

По словам юриста «Роснефти», представители ЛУКОЙЛа, говоря о невозможности выполнения каких-то лицензионных обязательств, «вводят суд в заблуждение»: «Дело в том, что лицензионные обязательства не сформулированы, лицензия не выдана. Более того, порядок и условия проведения конкурса не содержат никаких сроков проведения работ и вообще никаких дат, кроме того что поисково-оценочные работы должны проводиться в течение одного года с момента выдачи лицензии. То есть исключительно для целей введения суда в заблуждение ЛУКОЙЛ говорит о нарушении каких-то обязательств».

Что касается суммы разового платежа, о неуплате которого говорил представитель ЛУКОЙЛа, то, по словам юриста «Роснефти», в контексте обеспечительных мер это не имеет значения, поскольку «в любом случае, в случае законного предоставления права пользования недр по данному участку, эта сумма поступит в бюджет, и, соответственно, федеральный бюджет от этого не потеряет».

В своем выступлении представитель «Роснефти» еще раз напомнила о «достаточно грубых нарушениях», которые, по мнению нефтяной компании, были допущены в ходе конкурса, и нарушают интересы государства: «В частности, при подготовке конкурсной документации было произведено искусственное изменения конфигураций Восточно-Таймырского участка: акваториальная часть не была включена в площадь участка, что нарушило требование закона о рациональности недропользования. Кроме того, не были учтены и включены в конкурсную документацию актуальные данные о геологическом состоянии прогнозных ресурсов данного участка, полученные ранее в результате регионально-геологического изучения, что в итоге привело к уменьшению разового платежа в 35 раз. При проведении конкурса были допущены грубые манипуляции критериями допуска к участию в конкурсе и выборе победителя. Было проведено сравнение ТЭП (технико-экономических показателей — прим. ред.) не в том виде, в котором оно было утверждено в Роснедрах в порядке условий конкурса. Соответственно, отмена обеспечительных мер и выдача лицензии по результатам конкурса приведет к неполучению доходной части федерального бюджета, искусственному занижению ресурсного потенциала месторождения, нерациональному освоению участка недр». По ее словам, отмена обеспечительных мер приведет к нарушениям интересов государства, поскольку «основным интересом государства как собственника недр является максимально эффективное, рациональное использование недр, изучение участка и, главное, предоставление этого права пользования недрами с учетом установленных законом процедур».

Другой представитель «Роснефти» обратил внимание суда на «непонятную поспешность действий ЛУКОЙЛа», который стремится «быстрее потратить деньги, не имея даже полученной лицензии». «Непонятна эта уверенность в том, что все останется в том положении, в каком оно было по итогам конкурса, при том, что допущенные нарушения весьма существенные, — отметил юрист компании. — Исход данного спора на сегодня абсолютно не предрешен, и так рваться, что-то уже осваивать на месторождении — это как минимум неразумно. Все, что мы слышим сейчас, — это не более чем спешка, ничем не обоснованная. Хотя, может быть, мы не знаем того, что знает ЛУКОЙЛ. Но для нас исход этого дела не очевиден. Мы настаиваем на том, что этот конкурс был проведен незаконно. Если же судебный акт будет не такой, о котором думает третья сторона, а будут удовлетворены требования заявителя, то у «ЛУКОЙЛа-Западная Сибирь» возникнет право требовать компенсации этих самых понесенных расходов на освоение участка недр. И вот тогда уже будут нарушены публичные интересы. Соответственно, все это приведет к серьезным последствиям, затруднительности или невозможности исполнения судебного акта».

Говоря о нарушениях, допущенных в ходе проведения конкурса, представитель «Роснефти» высказал предположение, что некоторые члены конкурсной комиссии были аффилированы с победителем. «Обстоятельства подготовки и проведения конкурса свидетельствуют о том, что Роснедрами предприняты все возможные действия, имеющие своей целью передачу участка недр фактически на безальтернативной, внеконкурсной основе, — заявил он. — Факты нарушений дают основание полагать, что лица, входившие в состав конкурсной комиссии, действовали небеспристрастно и были прямо заинтересованы в победе одного из участников конкурса. При этом положения действующего законодательства, требующие замены членов конкурсной комиссии в связи с выявлением у них конфликта интересов с одним из участников конкурса и его заинтересованности в определенном исходе конкурса, были проигнорированы. Имеющиеся сведения, подтверждающие наличие конфликта интересов сразу у нескольких членов комиссии, подлежат проверке правоохранительными органами».

А что же Роснедра? Любопытно, что в ходе полемики между юристами нефтяных компаний представители агентства, привлеченного к этому делу в качестве ответчика, выполняли роль пассивных наблюдателей, оставив решение об обеспечительных мерах «на усмотрение суда» (при том, что эти меры налагают запреты именно на регулятора). «Роснедровцы» и сидели — вольно или невольно — поближе к «лукойловцам», и пару раз что-то с ними обсуждали, в связи с чем сложилось ощущение, что без помощи частной компании Роснедра не могут защитить свою позицию в суде. Вот и думай после этого, так ли уж преувеличил Михаил Леонтьев на своей нашумевшей пресс-конференции, говоря о «сцепке» регулятора и частной нефтяной компании...

                                                                                                                   Дмитрий Кузнецов

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).