Майский указ Владимира Путина, в котором тот сразу после инаугурации поставил задачи по развитию экономики страны, на 95% будет профинансирован из федерального бюджета, оставшиеся средства выделят регионы. Об этом на Московском финансовом форуме заявил первый заместитель министра финансов Леонид Горнин.
Напомним, основные цели развития России, перечисленные в указе, будут оформлены в 12 национальных проектов. Путин поручил к 2024 году, то есть к следующим президентским выборам, добиться попадания России в пятерку крупнейших экономик мира, снизить бедность вдвое, увеличить продолжительность жизни до 78 лет, кардинально улучшить качество медицины и образования в стране, обеспечить масштабное строительство жилья и инфраструктуры и т.д.
Ранее заявлялось, что на национальные проекты необходимо найти дополнительно 8 трлн рублей — именно такой суммы не хватало, чтобы довести расходы по избранным направлениям до 25 трлн за шесть лет.
Горнин рассказал, что соотношение в расходах на исполнение национальных проектов поддержал премьер Дмитрий Медведев. Однако оно не будет жестким, отметил замминистра: в регионах-реципиентах уровень федерального финансирования может составлять 95-99%, а в регионах-донорах — 90-95%.
По словам замминистра, 8 трлн рублей уже изысканы. «Ресурсное обеспечение сконцентрировано на уровне федерального бюджета. И очень важно быстрее довести до наших коллег объемы ресурсного обеспечения. В этом году и в последующие, до 2024 года, мы будем предлагать софинансирование всех национальных и федеральных проектов из соответствующего указа на более комфортных условиях», — пообещал Горнин.
Отметим, что предыдущие «инаугурационные» обещания президента, которые были оформлены в 2012 году в виде нескольких «майских указов», как раз критиковались за то, что ударили по региональным бюджетам, передав на места т.н. «необеспеченные мандаты», то есть полномочия и обязанности, не подкрепленные финансированием. Вернее, финансирование было, но оно оформлялось в виде бюджетных трансфертов, которые регионы каждый год должны были «выбивать» из федерального центра.
В указах 2012 года много говорилось о повышении зарплат бюджетников, которые находятся на обеспечении региональных правительств. Некоторые аналитики утверждали, что в том числе и такая политика федерального центра довела некоторые регионы до фактического банкротства.
Из-за того, что некоторые регионы набрали огромное число кредитов у коммерческих банков и не могли платить проценты, федеральный центр был вынужден предоставлять региональным властям т.н. «бюджетные кредиты» — за счет федерального бюджета и почти под нулевой процент. Но даже их не все регионы могли обслуживать, после чего Минфин начал проводить программу реструктуризации бюджетных кредитов.
Если верить проектировкам бюджета, которые, как пишет «Коммерсантъ», обсуждались в среду на заседании бюджетной комиссии правительства, в ближайшие годы — в том числе и благодаря реструктуризации — совокупный дефицит региональных бюджетов не превысит 0,1%, собственные доходы будут расти на 4–5% в год, размер федерального субсидирования в номинальном выражении сохранит стабильность, но будет снижаться как в реальных цифрах (с учетом инфляции), так и как доля ВВП (с 1,7% в 2019 году до 1,4% в 2021 году).