будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 12, 2025
Хозяйство

Медиа-консолидация

Как уже сообщал "Полит.ру", холдинг РБК ведет переговоры о покупке газеты "Квадратный метр" у ИД Родионова за $1-1,5 млн. Сделка может быть закрыта уже в конце этой недели. Сделка, с точки зрения рынка российских СМИ, микроскопическая, но показательная. Последний  год продемонстрировал рекодрдный уровень сделок M&A на российском медиа-рынке.

В июньском номере ежемесячного журнала РБК подводятся итоги 2006 года для российского медиа-рынка. Оно и понятно – год предвыборный, и роль медиа неизбежно будет повышаться (чему свидетельством хотя бы приглашение звезд политической тележурналистики в Издательский дом Родионова). Основной тенденцией 2006 года – по версии РБК – стало рекордное количество сделок на рынке традиционных медиа. Всего за 2006 год, по подсчетам журнала РБК, на сделки М&А в секторе медиа было потрачено порядка $2 млрд, а общая капитализация рынка выросла, по различным оценкам, до $12-15 млрд. Цифра, в общем, условная (как оценивать какие-нибудь «Урюпинские известия»? Как оценить федеральные телеканалы, по определению непродающиеся?), но впечатляет. По некоторым другим оценкам капитализация медиа-рынка превышает $30-50 млрд, если продавать все СМИ в предвыборный год. Поди проверь – кто же расстанется с электорально важными ресурсами.

Впрочем, и в секторе чисто развлекательных медиа, далеких от политики, наблюдается та же картина. Сильно набрал за последний год избавившийся ранее от общественно-политических СМИ холдинг "Проф-медиа" (входит в группу «Интеррос»). Холдинг контролирует телеканал "2 x 2" (переоринетированный холдингом на круглосуточный показ анимационных фильмов), газеты "Советский спорт", Экспресс-газета", "Белгазета", радиостанции "Авторадио", "Энергия", "Юмор FM", "Русские песни", сети кинотеатров "Синема Парк" и кинокомпанию "Централ Партнершип". Недавно холдинг приобрел каналы «Рамблер-ТВ» и ТВ-3. Ходили слухи и о том, что холдинг хочет купить себе некоторые специализированные Интернет-СМИ. В общей сложности, только сделки этого года обошлись «Проф-медиа» в сумму порядка $1 млрд – рекордная для одного года и владельца сумма вложений в медиа-сферу.

В целом же количественные показатели M&A в медиа-сфере очевидно растут, причем не только за счет сделок с традиционными печатными и электронными СМИ. В поле зрения РБК, например, не попал нетрадиционный пока сегмент – интернет. А там помимо сделок с различными сервисами знакомств тоже было на что посмотреть. Уже в 2007 году была закрыта сделка по приобретению холдингом Naspers 30 процентов mail.ru. Цена пакета – $165 млн. То есть mail.ru оказался несколько дороже «главной газеты страны» – «Коммерсанта», который был выкуплен Алишером Усмановым за сумму порядка $250-300 млн (точную сумму сделки стороны, как водится, не открыли).

Интернационализация российского медиа-рынка – второй интересный тренд последних лет. Впрочем, приводит это к самым разным последствиям. Скажем, тот же Naspers вроде бы присматривался в прошлом году к газетам «Промсвязькапитала» («Труд» и «Аргументы и факты»), в российских СМИ даже анонсировалась сделка. Однако ПСК в результате газеты так и не продал. По крайней мере, так ранее заявляли "Полит.ру"  представители "Промсвязькапитала" – "газеты наши и мы никому продавать не собираемся". Другим примером взаимодействия россиян и иностранцев в сделках на медиа-рынке является сделка по продаже контрольного пакета «Комсомольской правды».

Покупателем пакета выступила группа ЕСН Григория Березкина, посредником – глава «Газпром-медиа» Николай Сенкевич. Сделка была проанонсирована «Проф-медиа» (владевшим контрольным пакетом ИД «Комсомольская правда») еще в конце марта, холдинг обещал закрыть сделку к концу апреля. На сегодня о закрытии сделки ничего не известно. По некоторым данным, определенное недовольство сделкой высказал крупнейший миноритарий «Комсомолки» – норвежская медиа-группа A-pressen. У A-pressen бокпакет акций издательского дома, и сделка должна быть согласована с ними. Именно A-pressen, похоже, затягивает закрытие сделки (иных препятствий попросту не просматривается). Стороны сделку не комментируют, оценки расходятся, но по оценкам речь может идти о $200 млн. По крайней мере, главред и миноритарный акционер «Комсомолки» Сунгоркин как-то оценивал ИД в $250-300 млн. Если сделка сорвется, то может стать крупнейшей неудачной сделкой в сегменте печатных СМИ в России и одной из немногих, которую заблокировали недовольные миноритарии.

В целом, в 2007 году стоит ожидать продолжения сделок на медиа-рынке, но в меньшем нежели в 2006 году объеме – покупать, в общем-то, больше нечего. Хотя говорят, что «Росбизнесконсалтинг» может в скором времени продать «РБК-ТВ», но пока ясности ни по сумме, ни вообще по перспективам сделки нет. Наконец, есть и альтернативное решение. Некоторые игроки медиа-рынка закупкой СМИ не занимаются – предпочитают запускать проекты «с нуля». Тот же РБК, перекупив персонал, в прошлом году запустил ежедневную деловую газету. Такую стратегию, похоже, выбрала и группа «Эксперт» (которая, кстати, тоже продала в прошлом году блокпакет Олегу Дерипаске). «Эксперт» в прошлом году существенно обновил он-лайн версию, уже запускает журнал «Русский репортер», ожидаются и иные новые проекты. Суммы, правда, у «Эксперта» до сделки с Rambler или «Комсомольской правдой» явно не дотягивают – инвестиции в развитие бизнеса обещали на уровне $30-50 млн.

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).