Как уже сообщал "Полит.ру", холдинг РБК ведет переговоры о покупке газеты "Квадратный метр" у ИД Родионова за $1-1,5 млн. Сделка может быть закрыта уже в конце этой недели. Сделка, с точки зрения рынка российских СМИ, микроскопическая, но показательная. Последний год продемонстрировал рекодрдный уровень сделок M&A на российском медиа-рынке.
В июньском номере ежемесячного журнала РБК подводятся итоги 2006 года для российского медиа-рынка. Оно и понятно – год предвыборный, и роль медиа неизбежно будет повышаться (чему свидетельством хотя бы приглашение звезд политической тележурналистики в Издательский дом Родионова). Основной тенденцией 2006 года – по версии РБК – стало рекордное количество сделок на рынке традиционных медиа. Всего за 2006 год, по подсчетам журнала РБК, на сделки М&А в секторе медиа было потрачено порядка $2 млрд, а общая капитализация рынка выросла, по различным оценкам, до $12-15 млрд. Цифра, в общем, условная (как оценивать какие-нибудь «Урюпинские известия»? Как оценить федеральные телеканалы, по определению непродающиеся?), но впечатляет. По некоторым другим оценкам капитализация медиа-рынка превышает $30-50 млрд, если продавать все СМИ в предвыборный год. Поди проверь – кто же расстанется с электорально важными ресурсами.
Впрочем, и в секторе чисто развлекательных медиа, далеких от политики, наблюдается та же картина. Сильно набрал за последний год избавившийся ранее от общественно-политических СМИ холдинг "Проф-медиа" (входит в группу «Интеррос»). Холдинг контролирует телеканал "2 x 2" (переоринетированный холдингом на круглосуточный показ анимационных фильмов), газеты "Советский спорт", Экспресс-газета", "Белгазета", радиостанции "Авторадио", "Энергия", "Юмор FM", "Русские песни", сети кинотеатров "Синема Парк" и кинокомпанию "Централ Партнершип". Недавно холдинг приобрел каналы «Рамблер-ТВ» и ТВ-3. Ходили слухи и о том, что холдинг хочет купить себе некоторые специализированные Интернет-СМИ. В общей сложности, только сделки этого года обошлись «Проф-медиа» в сумму порядка $1 млрд – рекордная для одного года и владельца сумма вложений в медиа-сферу.
В целом же количественные показатели M&A в медиа-сфере очевидно растут, причем не только за счет сделок с традиционными печатными и электронными СМИ. В поле зрения РБК, например, не попал нетрадиционный пока сегмент – интернет. А там помимо сделок с различными сервисами знакомств тоже было на что посмотреть. Уже в 2007 году была закрыта сделка по приобретению холдингом Naspers 30 процентов mail.ru. Цена пакета – $165 млн. То есть mail.ru оказался несколько дороже «главной газеты страны» – «Коммерсанта», который был выкуплен Алишером Усмановым за сумму порядка $250-300 млн (точную сумму сделки стороны, как водится, не открыли).
Интернационализация российского медиа-рынка – второй интересный тренд последних лет. Впрочем, приводит это к самым разным последствиям. Скажем, тот же Naspers вроде бы присматривался в прошлом году к газетам «Промсвязькапитала» («Труд» и «Аргументы и факты»), в российских СМИ даже анонсировалась сделка. Однако ПСК в результате газеты так и не продал. По крайней мере, так ранее заявляли "Полит.ру" представители "Промсвязькапитала" – "газеты наши и мы никому продавать не собираемся". Другим примером взаимодействия россиян и иностранцев в сделках на медиа-рынке является сделка по продаже контрольного пакета «Комсомольской правды».
Покупателем пакета выступила группа ЕСН Григория Березкина, посредником – глава «Газпром-медиа» Николай Сенкевич. Сделка была проанонсирована «Проф-медиа» (владевшим контрольным пакетом ИД «Комсомольская правда») еще в конце марта, холдинг обещал закрыть сделку к концу апреля. На сегодня о закрытии сделки ничего не известно. По некоторым данным, определенное недовольство сделкой высказал крупнейший миноритарий «Комсомолки» – норвежская медиа-группа A-pressen. У A-pressen бокпакет акций издательского дома, и сделка должна быть согласована с ними. Именно A-pressen, похоже, затягивает закрытие сделки (иных препятствий попросту не просматривается). Стороны сделку не комментируют, оценки расходятся, но по оценкам речь может идти о $200 млн. По крайней мере, главред и миноритарный акционер «Комсомолки» Сунгоркин как-то оценивал ИД в $250-300 млн. Если сделка сорвется, то может стать крупнейшей неудачной сделкой в сегменте печатных СМИ в России и одной из немногих, которую заблокировали недовольные миноритарии.
В целом, в 2007 году стоит ожидать продолжения сделок на медиа-рынке, но в меньшем нежели в 2006 году объеме – покупать, в общем-то, больше нечего. Хотя говорят, что «Росбизнесконсалтинг» может в скором времени продать «РБК-ТВ», но пока ясности ни по сумме, ни вообще по перспективам сделки нет. Наконец, есть и альтернативное решение. Некоторые игроки медиа-рынка закупкой СМИ не занимаются – предпочитают запускать проекты «с нуля». Тот же РБК, перекупив персонал, в прошлом году запустил ежедневную деловую газету. Такую стратегию, похоже, выбрала и группа «Эксперт» (которая, кстати, тоже продала в прошлом году блокпакет Олегу Дерипаске). «Эксперт» в прошлом году существенно обновил он-лайн версию, уже запускает журнал «Русский репортер», ожидаются и иные новые проекты. Суммы, правда, у «Эксперта» до сделки с Rambler или «Комсомольской правдой» явно не дотягивают – инвестиции в развитие бизнеса обещали на уровне $30-50 млн.