будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 3, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Механизмы европейского кризиса

Механизмы европейского кризиса
gricenko1
Григорий Гриценко. Источник: Полит.ру

Затянувшийся европейский долговой кризис, несмотря на негативный эффект, который он оказывает на мировую экономику, в тоже время несет в себе некоторые позитивные черты: он дает возможность выяснить, кто входит в состав основных действующих лиц этого утомительного спектакля, и кто какие интересы преследует. Поскольку спектакль действительно затянулся, а нервы у многих его участников не железные, они становятся несдержанными, и на поверхность проскальзывает масса интересной информации, которая обычно скрыта от глаз непосвященных.

Причины, из-за которых в благополучной Европе случился долговой кризис, были хорошо известны и до нынешних событий. Можно сказать, что

сейчас действует, как минимум, пять прямых бюджетных факторов, которые довели до тяжелого состояния ранее казавшиеся нерушимыми европейские финансы.

Первый фактор, из-за которого, собственного говоря, все и началось, состоит в том, что страны-члены ЕС не имеют права иметь дефицит государственного бюджета в размере более 3% от ВВП. И если бы они всегда придерживались этого правила, или если бы этого правила вообще не было, как в США, то тогда, может быть, долгового кризиса и не произошло.

Но, увы, давление различных социальных групп на правительства европейских стран вынуждали их на протяжении многих лет расширять систему финансовой поддержки этих групп, не вполне сообразуясь с реальными возможностями государственных бюджетов. И это был второй фактор, подрывавший общеевропейские финансы.

Третий фактор - включение в состав Евросоюза стран Восточной Европы, финансовое и экономическое положение которых было гораздо хуже положения «старых» членов ЕС, привело к существенному расширению затрат, вызванных необходимостью абсорбировать новых участников Союза.

Четвертый фактор - это произошедшее гораздо раньше, но не ставшее от этого менее затратым присоединение к ЕС стран «южного пояса», привело к постоянным дополнительным затратам для бюджетов «северных стран» Союза, используемых на подтягивание уровня жизни населения этих стран до среднеевропейского.

И, наконец, в-пятых, мировой экономический кризис 2008 года вынудил правительства наиболее развитых в экономическом отношении стран ЕС провести программы «восстановления» экономического роста, что тоже увеличило нагрузку на государственные бюджеты этих стран.

Не удивительно, что перегруженный разного рода обязательствами бюджет Евросоюза и национальные бюджеты его членов в один прекрасный момент оказались не в состоянии эти обязательства выполнять. Их выполнение в полном объеме грозило нарушить правило 3%-ого дефицита бюджета даже для относительно дисциплинированных участников Союза.

Для стран ЕС этот кризис проявился в том, что на аукционах по размещению новых выпусков государственных облигаций распродаются далеко не все предлагаемые объемы, а это значит, что текущий дефицит бюджетов нечем будет финансировать. Если же они и распродаются, то с гораздо большей процентной ставкой, чем это было раньше. А это значит, что в будущем расходы на обслуживание государственного долга резко возрастут.

Правда, для современного положения европейских государственных финансов это, собственно, безразлично.

Они и так уже находятся в преддефолтном состоянии, и это состояние учитывают все инвесторы,

что и отражается в высоком дисконте государственных облигаций европейских стран.

Нельзя, при этом, не отметить оказавшееся кардинальным различие между европейскими и американскими государственными долговыми обязательствами. Хотя мировой кризис ударил одинаково и по европейской, и по американской экономикам, однако инвесторы всего мира в качестве основного актива, в котором они стали пережидать трудные времена, выбрали именно американские гособлигации, а не европейские. В результате курс американских гособлигаций резко повысился, а доходность упала до десятых долей процента, а вот курс европейских гособлигаций, наоборот, снизился, а их доходность значительно возросла.

Это различие в доходности кажется тем более существенным, что доллар и евро являются ключевыми валютами, а облигации, номинированные в евро, входят в состав валютных резервов практически всех центральных банков мира, как собственно, и облигации, номинированные в долларах.

Хотя выбор инвесторов – вещь во многном объективная – нельзя в то же время не отметить ряд субективных факторов, который погнали курс еврооблигаций вниз.

Первый такой фактор – вполне понятное желание инвесторов сыграть на трудностях эмитента и по возможности опустить как можно ниже курс приобретаемых ценных бумаг. Для этого хороши все средства, и подвернувшиеся под руку проблемы с обслуживанием долгов Греции, Португалии и других мало значимых в экономическом отношении стран ЕС оказались как нельзя кстати.

Проблемы этих очень маленьких экономик были совершенно неправомерно распространены на все страны ЕС, и это дало возможность сыграть на понижение курсов бумаг вполне устойчивых больших экономик.

Второй фактор – играя на понижении курса госбумаг и создавая, тем самым, трудности для исполнения государственных бюджетов европейских стран, инвесторы из стран, не входящих в Евросоюз, наверняка рассчитыают кроме дешевых гособлигаций приобрести еще и интересные активы в реальном секторе экономики. Чтобы приобрести эти активы, вообще-то желательно опустить фондовый рынок в депрессивное состояние (тогда они будут стоить гораздо дешевле), а заодно сделать посговорчивей глав правительств, без чьего согласия некоторые из этих активов прибрести нельзя.

Можно предположить, что постоянные оттяжки с принятем антикризисного плана вызваны тем, что главы правительств ЕС никак не могут договориться с основными группами внешних инвесторов, которые, в принципе, готовы приобретать европейские госбумаги и финансировать европейские дефициты бюджетов, но заодно, в придачу, хотят купить и кое-какие реальные активы. А лидеры стран ЕС не хотят давать разрешение на приобретение этих активов. И пока идет торг, антикризисный план не принимается.

И третий фактор, который раньше был плохо виден, а теперь вышел на первый план – это

желание США, воспользовавшись плохой ситуацией в Евросоюзе, развалить валютную зону евро и уничтожить евро как мировую резервную валюту.

Не секрет, что наличие второй мировой резервной валюты, очень близкой по своим характеристикам к доллару, давно не дает покоя американским политикам и финансистам – с самого момента ее появления на свет. И с этого времени – больше десяти лет – вынашиваются планы по ее ликвидации. Однако до сих пор подходящего момента не наступало, поэтому планы ликвидации евро оставались на бумаге, но теперь, видимо, американские политики и финансисты решили, что час настал. И игра проив евро началась на всю катушку.

Судьба европейского долгового рынка определится, вероятно, соотношением нескольких сил, заинтересованных и, наоборот, незаинтересованных в сохранении зоны евро и благополучии европейских финансов. Про незаинтеерсованную сторону мы уже рассказали, а что касается заинтересованных, то их, как минимум, три: нефтедобывающие страны арабского востока, Китай и Россия.

Эти три силы объединяет, собственно, одна и та же нужда – им нужен емкий рынок сбыта своих товаров, а Европа как раз и является этим рынком. Кроме того, в Европе очень много тех самых «интересных» активов, о которых мы говорили выше, и которые инвесторы из этих трех групп стран очень бы хотели пробрести. Поэтому они будут поддерживать европейские финансы, причем, тем более активно, чем более заметную премию за это получат.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).