Похоже, что Виктор Геращенко, призванный спасти ЮКОС, отчаялся добиться от государства некоей внятности по отношению к опальной компании. Бывший председатель ЦБ РФ пытался сделать это даже в ущерб отношениям с главными акционерами ЮКОСа, однако ему не удалось получить от чиновников подтверждения слов президента о том, что государству банкротство ЮКОСа не выгодно.
Напомним, у слов, произнесенных Владимиром Путиным в мае 2004 года о том, что государству не выгодно банкротство ЮКОСа, было два разных прочтения. Одно, то, на которое поторопился отреагировать рынок, что государство не собирается доводить состояние дел ЮКОСа до банкротства. Второе — что важно не допустить, чтобы ЮКОС объявил о начале юридической процедуры банкротства: в этом случае государству пришлось бы ждать причитающихся денег в конце очереди из наемных работников и кредиторов. Финансовые аппетиты очереди больше налоговых претензий государства, часть из которых еще предстоит доказывать.
Между тем у государства была возможность воспользоваться прочтением слов президента Путина в первой редакции и еще к тому же продемонстрировать неангажированность — у ЮКОСа есть очень крупный должник — владелец компании «Сибнефть» Роман Абрамович должен ЮКОСу $3 млрд., а его компания формально принадлежит ЮКОСу. Если сделка состоялась, тогда государство могло забрать акции «Сибнефти», что оно сейчас и сделало, случайно, не слишком продумано, потому что так получилось, а не в результате осуществления стратегической линии, если же сделка не состоялась, то минимальная сумма, которую Роман Абрамович должен в госбюджет, — $3 млрд., которые можно считать по-всякому — напомним, эта сумма была перечислена Абрамовичу в начале 2003 года.
Что приобретет государство, прихватив по случаю акции «Сибнефти». Компания планировала выйти в 2005 году на уровень добычи 40 млн. т в год. Это сопоставимо с «Юганскнефтегазом». Но в результате последних действий государства «Юганскнефтегаз» потерял много и в ближайшее время потеряет еще больше. И дело не в способах оценки — просто ЮКОС был лишен возможности вкладывать средства, необходимые для поддержания эксплуатационного режима нефтяных скважин, а это значит, что новому владельцу придется не только отбиваться от исков акционеров ЮКОСа, но и вкладывать немалые деньги в сохранение нефтяной добычи. Вряд ли «Газпромнефть», слишком сориентированная на внешний рынок и испытывающая постоянный дефицит свободных средств, захочет на это пойти.
СОБЫТИЯ ДНЯ:
Террористы грозят обезглавить родственников иракского премьера
Меняем «Юганскнефтегаз» на «Сибнефть»
Спецназ принял боевиков за своих
Ясиру Арафату не дают умереть