будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Аэрофлот Трансаэро гражданская авиация
Июль 12, 2025
Хозяйство
Карпюк Илья

Мертвая петля «Транасаэро»

В среду правительство внезапно решительно вмешалось в кризис вокруг авиакомпании «Транасаэро», хотя ранее его представители ограничивались заявлениями, что все возникающие проблемы должны быть решены при помощи рыночных механизмов. На бирже, почуяв борьбу за актив, начали активно скупать акции близкой к банкротству компании.

О том, что контрольный пакет акций «Трансаэро» покупает Владислав Филев, генеральный директор и совладелец группы S7, в которую входит одноименная авиакомпания, стало известно еще во вторник вечером. Уже в среду утром последовала реакция от властей.

 
Максим Соколов

В эфире канала «Россия 1» министр транспорта Максим Соколов заявил, что его подчиненный, глава Росавиации Алексанлр Нерадько, подписал приказ об аннулировании сертификата эксплуатанта «Трансаэро» с 26 октября.

Сертификат эксплуатанта — документ, дающий авиакомпании право осуществлять коммерческие перевозки. Аннулирование сертификата влечет за собой остановку полетов компании и отзыв всех допусков к осуществлению международных перевозок с последующим перераспределением маршрутов Росавиацией между другими перевозчиками. В российской практике только однажды небольшая тверская авиакомпания смогла через суд вернуть себе сертификат.

Чуть позже факт отзыва сертификата эксплуатанта подтвердил сам Нерадько, по его словам, это решение было принято в связи с ухудшением финансового состояния компании, «влияющим на безопасность полетов и права потребителей». Также чиновник добавил, что никакой официальной информации о покупке контрольного пакета акций «Трансаэро» Филевыми в ведомство пока не поступало.

 
Владислав Филев

Сам Филев ситуацию никак не прокомментировал, но его супруга Наталия Филева, также совладелец группы S7, сообщила журналистам, что планы покупки контрольного пакета акций «Трансаэро» остаются в силе, несмотря на решение Росавиации.

Днем «словесную интервенцию» решил устроить вице-премьер Игорь Шувалов. «"Трансаэро" с рынка уйдет. Маршруты получат другие авиаперевозчики. Лучшая часть авиапарка будет передана другим авиационным компаниям. Люди никоим образом не пострадают. Будет осуществляться перевозка, конкурентная», — сказал Шувалов и, что самое интересное, добавил, что вопросом «Трансаэро» могут заняться правоохранительные органы. «То, что мы сейчас видим из документации, которую получаем из компании, у нас есть вопросы по поводу того, насколько экономически обоснованными были те или иные решения и тарифы, по которым продавались билеты, особенно в последнее время. Я не берусь судить по этому поводу, но может кому-то, кто занимается правоохранительной деятельностью, стоит на этот вопрос посмотреть», — сказал Шувалов.

Проблемы у «Трансаэро» начались еще летом, но о вмешательстве правоохранительных органов в процесс банкротства или реструктуризации компании пока никто не говорил. Максимум о чем сообщалось — о проверке Московской межрегиональнйо транспортной прокуратуры на предмет обоснованности отмены некоторых рейсов авиакомпании.

Несмотря на отзыв сертификата, на Московской бирже в среду акции «Трансаэро» подорожали на 187%, руководство площадки было вынуждено трижды поднимать верхнюю границу ценового диапазона для этой ценной бумаги. Капитализация компании, которая находится на грани банкротства, на конец торгов составляла около 3 миллиардов рублей. Всего в среду через биржу прошли почти 13% акций компании. При этом в Центробанке, который занимается надзором за торговлей ценными бумагами, заявили, что никаких признаков манипулирования рынком не выявлено, то есть интерес инвесторов к акциям «Трансаэро» был вполне искренним.

 
Фото: sostav.ru

Характерно, что некоторые банки-кредиторы «Трансаэро» активно выступают против банкротства авиаперевозчика. Главным образом это касается небольших банков, так как в случае банкротства заметная часть их кредитного портфеля станет по факту невозвратной, что испортит их баланс. Крупные банки-кредиторы, Сбербанк и Альфа-банк, в свою очередь, уже подали в суды заявление о банкротстве «Трансаэро».

При этом в случае банкротства авиакомпании даже контрольный пакет акций не даст Вячеславу Филеву заметных преимуществ — сама идея этой процедуры предполагает отлучение собственника от руководства компанией. Конечно, в теории, Филев может вывести имущество из компании, в России эта незаконная практика до сих пор иногда встречается. В собственности «Трансаэро» находится 11 самолетов (всего используется 105 машин), но 9 из них находятся в залоге по различным кредитам. Впрочем, учитывая, что сейчас «Трансаэро» находится под самым пристальным внимание кредиторов, вывести из нее хотя бы рубль вряд ли получится.

Близкие к Филеву источники различных СМИ уверяют, что он покупает «Трансаэро» для того, чтобы объединить ее со своими авиакомпаниями — судя по этому, у его есть либо деньги для решения проблем авиакомпании, либо договоренность с основными кредиторами об участии в управлении компании.

Впрочем теперь, после отзыва сертификата эксплуатанта, до конца не понятно, что именно может получить Филев, кроме нескольких самолетов и персонала, которые можно было купить и нанять, и не ввязываясь в историю с «Трансаэро». Маршрутная сеть компании, один из главных ее активов, уже перераспределяется между ее конкурентами, Минтранс сообщил, что межведомственная комиссия до 30 октября 2016 года отдала «Аэрофлоту» 56 из 156 международных маршрутов «Трансаэро», то есть более трети.

И все же борьба за компанию идет. В четверг должно состояться заседание совета директоров компании, на котором из-за конфликта интересов будет отправлен в отставку гендиректор «Трансаэро» Дмитрий Сапрыкин: он был назначен «Аэрофлотом» и все еще входит в состав его правления. В начале кризиса в «Трансаэро» авиакомпанию планировалось передать именно «Аэрофлоту», но позже ему удалось «отбиться» от этого решения.

Как теперь отбиваться от Росавиации, Игоря Шувалова и правоохранительных органов — решительно непонятно, но раз акции «Трансаэро» столь стремительно дорожают, значит рынок верит в том, что семейству Филевых удастся победить и на этот раз.

Карпюк Илья
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).