Продажи легковых автомобилей и легкового коммерческого транспорта (LCV) в октябре упали на 9,9% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, за месяц россияне приобрели чуть более 211 тысяч автомобилей, что на 23 тысячи меньше, чем в прошлом году.
Интересно, что эксперты довольны результатом: по итогам последнего полугодия это лучший результат, например в сентябре продажи упали более чем на 20%. В целом за 10 месяцев 2014 года, согласно данным АЕБ, автомобильный рынок в России упал на 12,7%. Было продано чуть менее двух миллионов автомобилей, на 290 тысяч штук меньше, чем за тот же период 2013 года.
Одна из важных причин сокращения падения рынка — возвращение программы по утилизации старых автомобилей. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров на днях сообщил, что по стартовавшей в сентябре программе реализовано уже 115 тысяч машин, примерно половина от этого объема — в октябре. Естественно, что почти каждая вторая приобретаемая машина по программе утилизации производится на АвтоВАЗе, заводе, которые выпускает самые доступные автомобили.
Государственная программа по обновлению автопарка, или, как ее называют в народе, по утилизации автохлама, возобновилась 1 сентября 2014 года. Она несколько отличается от аналогичной программы, которая действовала в 2010-2011 гг. На этот раз сдавать можно автомобили любых категорий, от легковых частных машин до автобусов и грузовиков. Соответственно участвовать в программе могут не только физические, но и юридические лица.
Кроме того, новая программа никак не ограничивает возраст сдаваемого автомобиля — ранее можно было утилизировать только 10-летние и более старые машины. Более того, теперь можно сдать старый автомобиль по системе trade-in (в этом случае, правда, возраст автомобиля должен быть не менее шести лет).
Однако суть программы не изменилась: после сдачи в утиль старого автомобиля, гражданин или компания получают скидку на покупку нового авто. В зависимости от того, какой автомобиль был сдан, можно получить скидку на сумму от 50 тысяч (для легковых машин) до 350 тысяч (для тяжелых грузовиков и автобусов). При использовании схемы trade-in скидка несколько меньше.
Логика государства, которое и предоставляет скидку, достаточно прозрачна. Автопром — вершина экономического айсберга, для того, чтобы собрать автомобиль, необходима работа не одного завода, а десятков предприятий по всей стране. Это и металлургия, и нефтехимическая промышленность, и образование, и транспорт, и многие другие отрасли. Поэтому считается, что правительство, помогая автопрому, помогает всей экономике, поскольку полученные производителями машин субсидии быстро расходятся практическим по всем секторам.
Вдобавок ко всему автопром обладает хорошими лоббистскими возможностями. Десятки тысяч работников, целые регионы, которые в той или иной степени зависят от налогов предприятий отрасли, да и экономисты, которые поддерживают идею субсидирования автомобильной промышленности. В результате получается, что начать выдавать дотации автопрому легко, а вот прекратить это дело довольно сложно.
Впрочем, такая господдержка на руку, главным образом, производителям дешевых автомобилей — тому же самому АвтоВАЗу. Так, самая популярная модель в октябре — Lada Granta, за месяц было продано 16807 машин. На втором месте оказался Hyundai Solaris с результатом 10569 автомобилей, а замыкает тройку Kia New Rio с результатом в 7100.
Из десяти самых востребованных брендов только у трех АЕБ отметила рост продаж в октябре. Это Skoda (5%), Lada и Mitsubishi (по 1%). Продажи остальныъ марок сокращались: KIA потеряла 1%, Hyundai 3%, Renault 9%, Nissan 21%, VW 26%? Ford 34%? Chevrolet 37%? BMW 39%, Citroen 45%, а Peugeot 49%.
При этом в Ассоциации европейского бизнеса нашли еще одну причину относительного успешного месяца для российского авторынка — если можно назвать успехом падение на 9,9%. Внезапно продажам помог падающий рубль. «Причиной относительного улучшения является комбинация эффекта программы утилизации, поддерживающей продажи автомобилей российского производства, и резкое ослабление курса рубля, что кратковременно повысило спрос на автомобили импортного производства. Стимулирующий эффект этих двух факторов является временным, но в настоящий момент несет в себе достаточный потенциал для улучшения статистики продаж в ноябре», — считает председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
Казалось бы, довольно глупо покупать автомобиль, значительная часть себестоимости которого номинирована в иностранной валюте, в условиях резко сокращающихся рублевых доходов. Однако многие эксперты считают иначе.
Если покупка автомобиля и так стояла в ближайших планах, то идти в автосалон необходимо срочно — пока на складах не закончились машины, привезенные в Россию, или собранные тут из иностранных запчастей, еще до осеннего обвала курса рубля. Фактически сейчас в автосалонах стоят автомобили, которые диллеры приобрели и продают еще по «старым» ценам.
Не факт, что после, например, Нового года, цены на автомобили вырастут скачкообразно. Большая часть иномарок производится в России и отчасти их стоимость формируется из номинированных в рублях трат: зарплата рабочих, некоторые комплектующие и т. д. Некоторые иномарки производятся в Японии, валюта которой в последние месяцы также слабеет. Также некоторые производители могут придержать цены для того, чтобы увеличить свою долю на падающем российском рынке.
Вдобавок ко всему можно успеть купить автомобиль с предновогодней скидкой — диллеры стараются к началу нового модельного года избавиться от старых авто и устраивают распродажи.
Как бы то ни было, замедление спада продаж в октябре — явление достаточно искусственное. С одной стороны покупки новых машин субсидирует государство, с другой в автосалоны кинулись все, кто в более спокойное время отложил бы покупку авто на месяц-другой. Так что пока рано радоваться за российский авторынок.