Московские власти планируют улучшить работу ярмарок выходного дня. Они выполняют целый набор функций — от обеспечения граждан продовольствием до предоставления условий для досуга. Механизмы улучшения работы ярмарок и сам феномен этих рынков обсудили на специальном круглом столе организованном «Полит.ру», Факультетом государственного управления Академии народного хозяйства и госслужбы при участии руководства профильной структуры московского правительства – департамента торговли и услуг.
Проблема инфраструктуры (вернее, ее несовершенства) является одной и наиболее важных в современном мегаполисе. Решение проблемы далеко не всегда является процессом тривиальным. Взять, к примеру, проблему нехватки детских садов. Массу их закрыли в 90-е годы — рождаемость была на уровне статпогрешности, детей был «недокомплект». Когда они вновь понадобились в 2000-е, оказалось, что «поезд ушел» и «теперь там офис». Надо строить заново, вот только земли нет.
То же самое случилось в Москве и с магазинами. Старые овощные, молочные, булочные повсеместно закрывались в эпоху «дикого капитализма», не в силах удерживать стремительно дорожающие площади. На их месте образовались салоны красоты, магазины с одеждой и украшениями, кафе. Перед городскими властями встала простая задача — чем кормить население и через какие сети продовольствие распространять. На это накладывалось безденежье социально необеспеченных слоев населения. Для решения проблемы были придуманы ярмарки выходного дня.
Работают они с пятницы по воскресенье. Помимо продовольствия, часть ярмарки — но не более 10 процентов — отводится для торговли «сопутствующими товарами». Продавец, предоставив документы на продукцию и свои данные, может спокойно торговать. Если, конечно, заплатит своего рода «плату за вход» - 1,5 тысячи рублей за день торговли. На эти средства существует сама ярмарка.
С приходом команды Собянина власти задумали обновление и в этом секторе столичной жизни. Как рассказал руководитель столичного департамента торговли и услуг Михаил Орлов, плату за вход для продавцов планируется отменить, а сами ярмарки сделать собственностью города, которой будут управлять специально отобранные по тендеру управляющие компании. По словам депутата Мосгордумы Александра Семенникова к этим компаниям предъявят целый ряд требований, будет предусмотрен механизм разрыва контракта. Поскольку финансироваться это будет из бюджета,
Обсуждали проблематику ярмарок на круглом столе, в котором приняли участие чиновники, политики и ведущие специалисты по городской и общеэкономической проблематике. По словам Михаила Орлова, одной из острых проблем, которая встает перед управленцами, является привлечение к работе на рынке выходного дня производителей. Для этого и задумана отмена платы для продавцов. Выручка одной точки колеблется в зависимости от места проведения ярмарки - от 10 до 25-30 тысяч рублей в день, в среднем она составляет порядка 15 тысяч при маржинальности 20-30 процентов.
Даже полторы тысячи рублей, с учетом расходов на доставку продуктов, проживание в Москве и прочие нужды, демотивируют многих продавцов участвовать в торговле.
Московские власти планируют лучше информировать потенциальных участников ярмарок через сайт департамента, наладить работу с правительствами близлежащих областей, с медиа и общественностью.
Свои запросы есть и у производителей. Как рассказал председатель Московского крестьянского союза Николай Соин, проблема фермеров в отношениях с Москвой заключается в невозможности для их продукции попасть в сети супермаркетов или магазины шаговой доступности. Стоять на рынке постоянно не хватает времени. Меж тем, к фермерам приходят перекупщики, берущие продукцию за полцены. Естественно, что в этой схеме обычно не регистрируется ни производство продукции, ни перекупка. Таким образом, по его словам, функционирует «криминальное сельское хозяйство». У фермера, таким образом, появляется возможность не торговать самостоятельно.
Хотя пока настоящих фермеров, торгующих продукцией собственного производства на ярмарках относительно немного.
Вместо фермеров туда во многом приходят те же перекупщики фермерской продукции и просто продавцы заводских товаров. Отсюда появляется проблема качества продукта, который покупатель получает на ярмарке.
По словам главного редактора журнала «Спрос» и директора Российского института потребительских испытаний Ирины Виноградовой, проверка ее сотрудниками целого ряда ярмарок выходного дня показала, что многие товары там являются фальсификатами. Вместо творога, как указывал продавец, обнаружился творожный продукт, вишневый сок разбавлялся яблочным. Зачастую торгуют на ярмарках и товарами с пограничным сроком годности из супермаркетов. Власти обещают для решения проблемы открыть «горячую линию», по которой можно будет пожаловаться в префектуру.
Однако на сегодня жалоб на ярмарки куда меньше, нежели на супермаркеты.
По мнению Виноградовой, сказывается психологический эффект - «с продавцом в супермаркете не поговоришь». Так формируется доверие покупателя к ярмарке.
Это важный культурный феномен. Фактически покупатель приобретает уже не товар, а услугу, включающую не просто продукты, но и рассказ о них, разговор. По этой же схеме строится рыночная торговля на Западе. Вокруг рынка даже формируется некое сообщество, по типу клуба. Рынок де-факто приобретает досуговую функцию.
Причем, состоит это сообщество не только из бабушек, но и из вполне респектабельных молодых и зрелых людей. Постепенно формируется эта культура и на московских ярмарках выходного дня. Если представители среднего класса окажутся вовлечены в этот процесс, проект ждет «светлое будущее».
Пока же ярмарки выходного дня — это костылик для городской торговой инфраструктуры, который не способен заменить прочие торговые форматы, но может их дополнить. Понятно, что задуманы они были как временная мера, но, как известно, не бывает ничего более постоянного, нежели временное. Реформы этого проекта доказывают его врастание в социальную ткань города.