будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 4, 2025
Хозяйство

Место ярмарки

Место ярмарки
rynok2
Рынок. Источник: Виталий Аньков/РИА Новости

Московские власти планируют улучшить работу ярмарок выходного дня. Они выполняют целый набор функций — от обеспечения граждан продовольствием до предоставления условий для досуга. Механизмы улучшения работы ярмарок и сам феномен этих рынков обсудили на специальном круглом столе организованном «Полит.ру», Факультетом государственного управления Академии народного хозяйства и госслужбы при участии руководства профильной структуры московского правительства – департамента торговли и услуг.

Проблема инфраструктуры (вернее, ее несовершенства) является одной и наиболее важных в современном мегаполисе. Решение проблемы далеко не всегда является процессом тривиальным. Взять, к примеру, проблему нехватки детских садов. Массу их закрыли в 90-е годы — рождаемость была на уровне статпогрешности, детей был «недокомплект». Когда они вновь понадобились в 2000-е, оказалось, что «поезд ушел» и «теперь там офис». Надо строить заново, вот только земли нет.

То же самое случилось  в Москве и с магазинами. Старые овощные, молочные, булочные повсеместно закрывались в эпоху «дикого капитализма», не в силах удерживать стремительно дорожающие площади. На их месте образовались салоны красоты, магазины с одеждой и украшениями, кафе. Перед городскими властями встала простая задача — чем кормить население и через какие сети продовольствие распространять. На это накладывалось безденежье социально необеспеченных слоев населения. Для решения проблемы были придуманы ярмарки выходного дня.

Работают они с пятницы по воскресенье. Помимо продовольствия, часть ярмарки — но не более 10 процентов — отводится для торговли «сопутствующими товарами». Продавец, предоставив документы на продукцию и свои данные, может спокойно торговать. Если, конечно, заплатит своего рода «плату за вход» - 1,5 тысячи рублей за день торговли. На эти средства существует сама ярмарка.

Как показывает практика, ярмарки пользуются спросом не только у необеспеченных москвичей, но и у вполне благополучных.

С приходом команды Собянина власти задумали обновление и в этом секторе столичной жизни. Как рассказал руководитель столичного департамента торговли и услуг Михаил Орлов, плату за вход для продавцов планируется отменить, а сами ярмарки сделать собственностью города, которой будут управлять специально отобранные по тендеру управляющие компании. По словам депутата Мосгордумы Александра Семенникова к этим компаниям предъявят целый ряд требований, будет предусмотрен механизм разрыва контракта. Поскольку финансироваться это будет из бюджета,

власти заинтересовались и установлением обратной связи с горожанами.

Обсуждали проблематику ярмарок на круглом столе, в котором приняли участие чиновники, политики и ведущие специалисты по городской и общеэкономической проблематике. По словам Михаила Орлова, одной из острых проблем, которая встает перед управленцами, является привлечение к работе на рынке выходного дня производителей. Для этого и задумана отмена платы для продавцов. Выручка одной точки колеблется в зависимости от места проведения ярмарки - от 10 до 25-30 тысяч рублей в день, в среднем она составляет порядка 15 тысяч при маржинальности 20-30 процентов.

Даже полторы тысячи рублей, с учетом расходов на доставку продуктов, проживание в Москве и прочие нужды, демотивируют многих продавцов участвовать в торговле.

Московские власти планируют лучше информировать потенциальных участников ярмарок через сайт департамента, наладить работу с правительствами близлежащих областей, с медиа и общественностью.

Свои запросы есть и у производителей. Как рассказал председатель Московского крестьянского союза Николай Соин, проблема фермеров в отношениях с Москвой заключается в невозможности для их продукции попасть в сети супермаркетов или магазины шаговой доступности. Стоять на рынке постоянно не хватает времени. Меж тем, к фермерам приходят перекупщики, берущие продукцию за полцены. Естественно, что в этой схеме обычно не регистрируется ни производство продукции, ни перекупка. Таким образом, по его словам, функционирует «криминальное сельское хозяйство». У фермера, таким образом, появляется возможность не торговать самостоятельно.

И лишь ярмарки выходного дня дают возможность сочетать производство и продажу.

Хотя пока настоящих фермеров, торгующих продукцией собственного производства на ярмарках относительно немного.

Вместо фермеров туда во многом приходят те же перекупщики фермерской продукции и просто продавцы заводских товаров. Отсюда появляется проблема качества продукта, который покупатель получает на ярмарке.

По словам главного редактора журнала «Спрос» и директора Российского института потребительских испытаний Ирины Виноградовой, проверка ее сотрудниками целого ряда ярмарок выходного дня показала, что многие товары там являются фальсификатами. Вместо творога, как указывал продавец, обнаружился творожный продукт, вишневый сок разбавлялся яблочным. Зачастую торгуют на ярмарках и товарами с пограничным сроком годности из супермаркетов. Власти обещают для решения проблемы открыть «горячую линию», по которой можно будет пожаловаться в префектуру.

Однако на сегодня жалоб на ярмарки куда меньше, нежели на супермаркеты.

Люди склонны доверять продавцам в образе сельских производителей.

По мнению Виноградовой, сказывается психологический эффект - «с продавцом в супермаркете не поговоришь». Так формируется доверие покупателя к ярмарке.

Это важный культурный феномен. Фактически покупатель приобретает уже не товар, а услугу, включающую не просто продукты, но и рассказ о них, разговор. По этой же схеме строится рыночная торговля на Западе. Вокруг рынка даже формируется некое сообщество, по типу клуба. Рынок де-факто приобретает досуговую функцию.

Причем, состоит это сообщество не только из бабушек, но и из вполне респектабельных молодых и зрелых людей. Постепенно формируется эта культура и на московских ярмарках выходного дня. Если представители среднего класса окажутся вовлечены в этот процесс, проект ждет «светлое будущее».

Пока же ярмарки выходного дня — это костылик для городской торговой инфраструктуры, который не способен заменить прочие торговые форматы, но может их дополнить. Понятно, что задуманы они были как временная мера, но, как известно, не бывает ничего более постоянного, нежели временное. Реформы этого проекта доказывают его врастание в социальную ткань города.

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).