Одной из тем Петербургского экономического форума станет (наряду с «модернизацией», что бы это ни значило) «создание в России международного финансового центра». Конкретики немного, но из заявлений ответственных лиц выясняется, что даже в планах речь идет о создании чего-то не совсем «международного» и не совсем актуального для крупнейших мировых игроков. По аналогии с советскими «Международной книжной ярмаркой» и кинофестивалем.
Президентская пресс-служба наконец-то опубликовала список поручений различным ведомствам, исполнение каковых поручений позволит создать в России Международный финансовый центр. О необходимости которого и далее по тексту. Почему «наконец-то»? Хотя бы потому, что срок исполнения одного из поручений помощнику президента Аркадию Дворковичу и экс-главе президентской администрации Александру Волошину датируется 17 июня, то есть «уже вчера».
Сегодня же стартует очередной по счету Петербургский экономический форум, во время проведения которого Дворковичу и Волошину и поручено «организовать обсуждение с представителями зарубежных финансовых и консультативных организаций вопросов, связанных с созданием международного финансового центра в Российской Федерации». Либо организовали, либо уже не организовали. Однако же нам задается рамка восприятия Петербургского экономического форума — о чем бы там ни говорили многочисленные представители отечественного и зарубежного бизнеса и властей, но руководство страны полагает значимым заявить тему создания международного финансового центра в России. Между тем, до сих пор даже робкие планы объединения двух крупнейших площадок - РТС и ММВБ - не реализованы.
Категорически непонятно, что убедило высшее руководство государства в осуществляемости этой хитрой затеи (заявлено о ней было аккурат в канун Международного же финансового кризиса), интересно, что затея до сих пор считается выполнимой. Как и модернизация. Что есть международный финансовый центр? Это центр торговли максимально широким спектром финансовых продуктов и услуг. В мире их немало — Лондон. Нью-Йорк, Франкфурт, Токио, Гонконг и далее по списку. Там имеются внушительные по объемам торгов финансовые площадки, там же торгуют и фьючерсами по товарам и сырью. Помимо спектра имеется и специализация. Нью-Йорк сичтается Меккой для высокотехнологичных компаний (в Нью-Йорке, например, торгуются российские сотовые операторы), Гонконгская биржа претендует на то, чтобы стать крупной площадкой для компаний горнодобычи. Подвижки к этому есть: например, «Русал» разместил акции именно в Гонконге. И кстати, En+ Олега Дерипаски (крупнейший акционер «Русала») объявила сегодня, что приобрела 10 процентов создающейся товарной биржи Гонконга.
В чем будет фишка создаваемого в России «международного финансового центра»? Власти как-то не особо говорят, что же такое задумали. «В какой-то степени мы хотим воспользоваться желанием многих зарубежных стран зарегулировать финансовый сектор, создав в Москве более комфортные и понятные условия (необязательно льготные), а также упрощенный доступ на российский рынок, чтобы лучшие финансовые институты пришли и помогли нам привлекать капитал», - заявил Аркадий Дворкович в большом программном интервью «Ведомостям» накануне форума. Несколько пояснений. Во-первых, желание зарегулировать у «многих стран» появилось только после сентябрьского обвала рынков 2008 года. Во-вторых, желание это не волюнтаристское, а некоторая необходимость — кризис деривативов кое-кого научил. В-третьих, финансовое лобби развитых стран сильно постарается обнулить устремления регуляторов и есть ощущение, что многое из их усилий увенчается успехом. Однако же главное — четвертое — никакой конкретики не прозвучало. Зато понятно, что будет безусловным успехом — если следующий обвал мировых рынков начнется в Москве.
«Помимо прочего это возможность заработать на присутствии здесь компаний с большими оборотами и большого числа профессионалов, которые будут обслуживать сделки, необязательно связанные напрямую с Россией. Москва может стать своеобразным мостиком, учитывая в том числе фактор часовых поясов между азиатскими и европейскими центрами. Свою роль должна сыграть и позиция России на сырьевых рынках как минимум на первом этапе: все понимают, что именно здесь логично торговать бумагами, связанными с сырьевыми рынками. Конечно, мы пока не рассчитываем привлечь крупнейших финансовых эмитентов, но компании, которые работают в России и странах, нас окружающих, вполне могут воспользоваться этими возможностями. Необязательно идти на жестко регулируемый лондонский рынок или Нью-Йоркскую фондовую биржу. Они могут прийти сюда при условии, конечно, что будут выполнены все действия, которые заложены в план по созданию финцентра», - продолжает Дворкович. То есть — Россия старается привлечь сырьевые компании из близлежащих, которые захотят разместиться. Но откуда возьмутся эти компании — не очень понятно. То ли произойдет массовый процесс приватизации сырьевых компаний Средней Азии, то ли Иран и Ирак разовьют национальную добычу и решатся пойти на внешние рынки заимствований — непонятно. Пока таких компаний не бесконечно много, и им свои услуги предлагает вполне работающий Гонконг, а не мифический пока еще финансовый центр. Наверно, в этом и расчет — конкурировать с Гонконгом.
Бизнес без конкретики, как принято, не очень работает, посему и размещаются компании не на площадках предполагаемого центра, а на любых других им удобных. Так и компания понятнее иностранному портфельщику, и оценка адекватнее, и даже вроде бы появляется некая защита от произвола чиновников топ-уровня. И вот Олег Дерипаска закупает акции Гонконгской сырьевой биржи.
Можно предложить простую аналогию: и Петербургский экономический форум, и международный финансовый центр являются вариациями на тему советских Международного московского кинофестиваля (он, кстати, по совпадению тоже стартует) и сестры-близняшки Книжной ярмарки. Посмотрели как принято — решили сделать так же у себя. Получилось — то, что получилось. То есть вроде бы и «международные», и «московские», но не Венеция и не Дрезден. Вот и Дворкович говорит — не рассчитываем на «крупнейших финансовых эмитентов». Странный центр получается: на ММКФ реальные звезды все-таки приезжают.