Российский Минфин нашел способ корректировки бюджетного правила, который может привести к пополнению Резервного фонда. Об этом рассказали «Ведомостям» чиновники финансового блока и источник, близкий к обсуждению вопроса.
В настоящее время бюджетные расходы рассчитываются исходя из средней цены на нефть за несколько прошедших лет, к которой прибавляется не более 1% ВВП. Подобный вариант расчета может привести к возникновению разницы, которую, по словам министра финансов России Антона Силуанова, придется покрывать за счет средств Резервного фонда. Ранее Силуанов сообщал, что Резервный фонд могут потратить уже в этом году.
По данным источников «Ведомостей», Минфин рассматривал несколько вариантов корректировки бюджетного правила. В итоге было решено брать для расчетов не долларовую, а рублевую стоимость барреля нефти по курсу на момент продажи
Руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина считает, что решение министерства является единственным верным. По ее мнению, корректировка позволит не только не тратить средства из Резервного фонда, но и пополнять его с помощью излишков. При разработке бюджетного правила никто не предполагал скачки курсов. Поэтому фиксация цен в долларах казалась вполне логичной. При этом искажается идея контрцикличности бюджетной политики. При падении цены излишки идут на финансирование расходов. Последние, в свою очередь, не приходится резко сокращать каждый год. Рассчитанные по бюджетному правилу расходы из-за девальвации не сокращаются, а растут, отмечает Суслова.
Согласно бюджетным проектировкам, в ближайшие два года Минфин предлагает сократить расходы и заморозить их на уровне 15 трлн рублей (уровень 2015 года). Владимир Назаров из Института Гайдара считает, что корректировка правила позволит уложиться в эту сумму. В противном случае, по его мнению, к 2016 году произойдет полное исчерпание Резервного фонда, за которым последует сокращение расходов.
Ранее первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко сообщала, что при применении действующего правила к бюджету 2016–2018 годов может возникнуть дефицит Резервного фонда. По ее словам, из-за того, что базовая цена на нефть в следующем году выше прогнозной, фонду будет не хватать 1,5 трлн рублей.
По мнению источников и экспертов, выбранный Минфином вариант корректировки можно считать новым вариантом трактовки правила. Владимир Назаров считает, что в случае принятия решения в регулирующие документы нужно будет внести минимальные поправки.
Ранее против изменения бюджетного правила выступал глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Он заявлял, что предпочел бы ничего не трогать. По словам Улюкаева, правило, пусть даже и плохое, должно соблюдаться. Министр пояснял, что оно является элементом сохранения бюджетной конструкции, вокруг которой и должна вестись дискуссия. «Если мы договариваемся, что мы отказываемся от прежних обязательств и переходим к новым, то могут быть сто разных вариантов — и бюджетного правила, и системы формирования фондов и чего угодно», — приводит его слова РИА Новости. Однако, если правило оставят без изменения, то наращивать стимулирование экономики можно будет за счет расходов. По мнению Суслиной, новая корректировка больше соответствует макроэкономической ситуации.
По словам двух источников, корректировка бюджетного правила, согласно которой для расчетов будут брать рублевую стоимость нефти, является одним из вариантов. При этом другой высокопоставленный чиновник утверждает, что решение уже принято.
Бюджетное правило — понятие бюджетной политики, выбираемой государствами, доходы которых зависят от экспорта ресурсов. С помощью него, исходя из стоимости нефти, в России определяют максимальный уровень госрасходов. Целью правила является снижение зависимости бюджетной политики от экономических циклов. В России бюджетное правило фактически действует с 2004 года.