будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 4, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Мир – сетям, война - ларькам

Мир – сетям, война - ларькам
gric_big

Кампания по сносу «палаточных городков», за которую рьяно взялся новый мэр Москвы, не является совсем уж новым явлением. Еще несколько лет назад очередной губернатор Петербурга – Валентина Матвиенко – провела аналогичную кампанию по сносу киосков у всех станций петербургского метрополитена. Да и в Москве, если вспомнить, в свое время были ликвидированы лотки по торговле газетно-журнальной продукцией, и заменены стационарными павильонами, а после очередной серии терактов, запретили вести торговлю на расстоянии более, чем 20 метров от входа/выхода из метро. Кроме того, буквально год назад, еще при прежнем мэре, в столице был закрыт хорошо известный горожанам Черкизовский рынок. Неудивительно, что новая метла, пришедшая к власти, сразу же стала делать вид, что будет бороться за чистоту вверенной ей территории всеми доступными методами. Однако за кулисами этого спектакля, как нам кажется, скрываются гораздо более серьезные основания, чем просто забота об эстетике московских улиц.

Хотя основное обвинение, которое было предъявлено палаткам и их хозяевам, – это загромождение улиц в наиболее людных местах, и неприглядный внешний вид, одновременно стало сообщаться (как юридическое основание для сноса торгового строения), что их владельцы не имеют никаких правоустанавливающих документов, а бюджет города (или его округов и муниципальных образований) не получает ни копейки за используемые территории. Правда, при этом совершенно непонятно, как им удавалось вести свой бизнес раньше, и почему городские и местные власти смотрели на их деятельность сквозь пальцы. Также не понятно, почему нельзя было договориться с владельцами «по-хорошему», и вместо этого пришлось сразу пускать в дело бульдозеры. Но этот и другие интересные вопросы мы пока не будем рассматривать, а перейдем к описанию другого аргумента, еще более весомого и значимого.

С ликвидацией палаток и ларьков вовсе не будет ликвидирован покупательский спрос, который они удовлетворяли. Людям, как и раньше, каждый день надо будет покупать себе продовольствие, медикаменты и разные бытовые мелочи, и они, естественно, будут продолжать это делать. Но где? Ведь палаток, которые были так удобно расположены, больше не будет. Легко предположить, что тот покупательский спрос, который раньше удовлетворялся за счет подобного рода торговых помещений вынужденно перекочует в стационарные магазины, которые в основном принадлежат розничным торговым сетям. И вся та прибыль, весь тот торговый оборот, которые раньше оседали в ларьках и палатках, с удовольствием возьмет на себя «организованная торговля».

Хотя мы не можем утверждать, что новый мэр Москвы действует «по просьбе» владельцев торговых сетей, ответ на вопрос - кому выгодно? – достаточно очевиден. И этот ответ будет еще более очевидным, если через некоторое время мы увидим, как на месте снесенных палаток и ларьков появятся гораздо более эффектные и вместительные торговые предприятия, несущие на своих фасадах наименования хорошо известных торговых компаний. А уж на этих местах точно должно что-нибудь появиться, потому что более выгодного места для торговли найти невозможно.

Так или иначе, после подобного перераспределения городских площадей кто-то должен не остаться внакладе. Как это отразится на бюджете города, можно будет попробовать понять из его анализа.

Отметим еще несколько существенных обстоятельств, которые могли подтолкнуть власти к борьбе с торговым самостроем (если это и правда был самострой, с чем владельцы палаток, кажется, готовы спорить в суде). Одно обстоятельство состоит в том, что реальными владельцами каких-то палаток могут быть криминальные структуры, которые используют полученные от них доходы для финансирования уголовной деятельности, или, наоборот, используют торговую деятельность для прикрытия уголовной, например, для того же пресловутого «отмывания денег». Ликвидируя легальное прикрытие нелегальных структур, власти наносят по ним серьезный удар, причем самыми что ни на есть «экономическими» методами. То есть никаких спецопераций, а только борьба за элементарный порядок на улицах.

Другое обстоятельство имеет социально-демографический аспект. Заметная часть работников этих торговых предприятий не является жителями Москвы или ближнего Подмосковья. Это жители совсем других местностей, которые приехали в столицу на заработки. Дело это хорошо понятное, особенно если учесть крайне напряженное положение с занятостью в местах их постоянного проживания. Однако понятно и то, что дополнительная численность населения в городе сильно увеличивает нагрузку на его коммуникации, состояние которых, как мы знаем, далеко от идеала. Поэтому власти могут рассчитывать, что вслед за ликвидацией торговых точек и находящихся в них рабочих мест произойдет отток трудовых мигрантов, что несколько снизит давление на неэластичное и сильно изношенное городское хозяйство.

Теперь, после того, как мы рассмотрели экономические причины антипалаточной борьбы, мы можем вернуться к ее эстетическому поводу, а именно к тому совершенно справедливому мнению, что эти сооружения уродуют облик города. Это уродство очень хорошо заметно большому количеству иностранных гостей, которые приезжают в Москву, чтобы насладиться ее красотами, а вместо этого видят понятно что. Можно предположить, что борьба с розничной уличной торговлей была начата еще и потому, что она (торговля) сильно не нравилась нашим иностранным гостям. А с учетом того, что из Москвы собираются сделать еще один мировой финансовый центр, что предполагает постоянный наплыв нерезидентов, ликвидацию палаток можно рассматривать как первый шаг в этом направлении.

Следующий шаг, как нам кажется, должен состоять в ликвидации уличных «бомбил», то есть неорганизованных такси, и полноценной заменой их старыми добрыми таксопарками. Интересно, окажется ли новая московская власть способной на этот эксперимент?

См. также:

  • Андрей Левкин. Он взял Москву и упразднил ларьки
  • Михаил Захаров. Пролонгирование «крепкого хозяйственника»
Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).