9-11 октября 2015 г. в Лиме (Перу) будет проходить ежегодная встреча МВФ, Всемирного банка и G20. В ее преддверии западные СМИ оживленно обсуждают состояние мировой экономики. Оценки в большинстве своем пессимистические: комментаторы указывают на значительное сокращение темпов роста. Наибольшие опасения вызывают развивающиеся экономики, на рост которых в последние годы полагались экономики развитых стран.
В Financial Times аналитик Гэвин Дэвис в своем ежемесячном отчете о состоянии экономики пишет, что показатели за последний месяц сильно отстают от прогнозов. Особенно это касается развивающихся экономик, прежде всего российской и китайской. Это, по мнению Дэвиса, говорит о том, что нужно готовиться к гораздо более серьезному спаду экономической активности, чем ожидалось еще недавно. В развитых странах показатели менее удручающие. В США динамика примерно соответствует прогнозам, хотя показатели все же несколько ниже. Показатели Японии и Британии остаются практически неизменными. Зато еврозона, наоборот, по показателям превосходит ожидания. Однако глобальное состояние экономики определяется, в первую очередь, крупными развивающимися странами, и нынешние показатели свидетельствует о том, что спад продолжается, и неизвестно, когда он закончится.
Почти одновременно с этой публикацией The Economist сообщил о том, что, по прогнозам МВФ, в ближайшие пять лет ожидается устойчивый рост развивающихся рынков. Да, темпы развития немного замедлились, и это отпугивает инвесторов. Несмотря на это замедление, рост продолжается, и это позволяет надеяться на то, что в дальнейшем он снова ускорится. Автор оговаривает, что МВФ уже упрекали в излишнем оптимизме. Правда, в этом отчете аналитики МВФ оговаривают рискованные сценарии. Один из них – это ситуация, в которой паника инвесторов достигнет той границы, когда необходимые развивающимся рынкам вложения критически сокращаются. В этом случае плохо будет не только развивающимся рынкам, но и мировой экономике в целом. Иными словами, замедление развития экономики – это плохо, а инвесторская паника – еще хуже.
Лоренс (Ларри) Саммерс, в прошлом советник по экономике при президенте Обаме (2009-2010 гг.), опубликовал в Washington Post статью о том, что мировая экономика в опасности. Нынешние проблемы, считает Саммерс, по своей серьезности сопоставимы разве что с банкротством Lehman Brothers в 2008 г. Речь идет, прежде всего, о вероятном наступлении длительной стагнации, когда развитые экономики не смогут расти в том темпе, в котором нужно. Это связано с трудностями, которые сейчас переживают большие развивающиеся экономики, в первую очередь Китай.
Есть риск возникновения порочного круга, в котором замедление экономики в развитых странах бьет по развивающимся рынкам, а это, в свою очередь, еще сильнее замедляет рост развитых экономик Запада. Финансовые стратеги, считает Саммерс, сейчас сильно недооценивают этот риск, который может привести к новой рецессии на Западе и к неприемлемому замедлению глобальной экономики. Ситуация требует международного консенсуса и готовности прилагать усилия, чтобы ускорить рост на макроэкономическом уровне.
«Мы вступили в новую макроэкономическую эпоху, - пишет Саммерс, - в которой риск дефляции выше, чем риск инфляции, и мы не можем полагаться исключительно на способность рыночных экономик к самостоятельному восстановлению... Я убежден, что мировая экономическая стратегия нуждается в серьезных изменениях».
До последнего времени стратегия развитых экономик полагалась на бурный рост развивающихся рынков. Они были главными реципиентами капитала из развитых стран, потому что на родине этот капитал было инвестировать некуда. В результате процентные ставки получались выше, а спрос на продукцию развитых стран рос. Поток капитала из развитых стран в развивающиеся увеличился с $240 млрд. в 2002 г. до $1,1 трлн. в 2014 г. Особенно выросли объемы международного кредитования в нефинансовом секторе развивающихся стран. А затем тенденция сменилась: потоки капитала в этом году резко сократились. Последний сопоставимый случай такого сокращения имел место почти 30 лет назад.
Для политиков, которые соберутся в Лиме, считает Сандерс, это должно быть сигналом к принятию экстренных мер. Некоторые аналитики впадают в опасное заблуждение, полагая, что нынешнее замедление – это всего лишь временное следствие финансового кризиса-2008. На самом деле, по мнению Сандерса, мировая экономика находится на грани коллапса. При наиболее печальном раскладе это может привести к тому, что глобальная экономика окажется в той же ловушке, в которой последние 25 лет пребывает экономика Японии. Недавний пример грамотной стратегии в подобном случае – это политика председателя европейского ЦБ Марио Драги, который фактически спас евро путем вливания средств в экономику для поддержания ее роста и предотвращения паники. В результате европейские показатели роста немного повысились (хотя и недостаточно).