будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
коррупция Transparency International
Май 13, 2025
Хозяйство
Новак Анастасия

Мировая коррупция в цифрах

Мировая коррупция в цифрах
corrup
Коррупция. Источник: Фото: vistage.com

3 декабря в пресс-центре информационного агентства «Интерфакс» международное движение по противодействию коррупции TransparencyInternational представило свой двадцатый, юбилейный индекс восприятия коррупции (ИВК). Верхние строчки традиционно занимают скандинавские страны, нижние – африканские, а Россия по-прежнему осталась в конце списка. Одними из главных проблем страны эксперты называют стагнирующие антикоррупционные реформы, сложные отношения власти с гражданскими институтами и обществом и трату большого количества бюджетных средств на мегапроекты.

Напомним, что ИВК является составным исследованием, построенным по 12 источникам в каждой стране за два года, предоставляющим сведения о восприятии уровня коррупции в госсекторе со стороны деловых кругов и экспертов. Из их оценок берется среднее арифметическое, которое приводится к шкале от 0 до 100, где 0 соответствует самому высокому уровню восприятия коррумпированности, а 100 – самому низкому. 

В этом году индекс охватывает 175 стран и территорий. Данные индекса представили генеральный директор Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р» Антон Поминов и председатель правления Центра Елена Панфилова.

В двадцатом выпуске первые три места заняли Дания, Новая Зеландия и Финляндия (соответственно 92, 91 и 89 баллов), последние – Сомали и Северная Корея (у обеих стран 8 баллов). Китай (36 из 100), Турция (45) и Ангола (19) оказались странами с наиболее заметными изменениями в худшую сторону: их показатели снизились на 4 или 5 баллов, несмотря на средний экономический рост более чем 4% за последние четыре года.

Коррупция и отмывание денег являются общей проблемой для стран БРИК, считают в ТИ: в этом году претензии возникли к одной из крупнейших нефтяных компаний, руководство которой использовало тайные компании для подкупа политиков в Бразилии(43), к гражданам Индии, которые пользуются банковскими счетами на Маврикии, и России, делающими то же на Кипре.

Россия в этом году получила 27 баллов (в 2013 году она получила на балл больше) и заняла 136 место в индексе, находясь рядом с Кыргызстаном, Ливаном, Нигерией, Ираном и Камеруном. По мнению Антона Поминова, колебание России в ИВК – статистическая погрешность: «С 2008 года считалось, что власть будет предпринимать антикоррупционные решения, но сейчас видно, что заявленные задачи не выполняются, реформам больше не верят, - говорит он. – Почему власть не  доведет до конца некоторые громкие коррупционные дела? Потому что это стало бы сигналом правоохранительным органам на местах, что никто не защищен, какой бы статус у него не был».

Такого же мнения придерживается и Елена Панфилова: «Мы топчемся на месте с 2005 года. Издаются законы, но внутри политического класса нет воли активнее бороться с коррупцией. Наше законодательство неплохо смотрится среди европейских, но оно используется не до конца, только в нужные для власти моменты».

Эксперты видят пять основных причин стагнации России по противодействию коррупции. Первая - слабая вовлеченность страны в международное сотрудничество по этому вопросу. Раз за разом Россия оказывается не способа защитить свои национальные интересы и призвать к ответственности сбежавшего за границу чиновника, который может спокойно пользоваться там незаконно нажитым капиталом, говорится в комментарии к ИВК. В мае Россия отказалась вступать в партнерство открытых правительств, однако затем она присоединилась к пакету антикоррупционных решений в странах Большой двадцатки. 

Вторая причина – незадекларированные отношения чиновников с коммерческими структурами. Угроза увольнения в связи с утратой доверия не может остановить чиновников (в особенности, губернаторов и мэров), создающих условия максимального благоприятствования для бизнеса своих друзей и родственников.

Третьей причиной авторы индекса называют давление на НКО и независимые СМИ. Принятые в последнее время законы, ограничивающий долю иностранцев в СМИ, приравнивание блогеров к журналистам и запрет на рекламу на каналах кабельного телевидения не способствуют более подробному освещению проблем коррупции.

Четвертую причину видят эксперты в стагнации крупных коррупционных дел национального и международного уровня, таких, как дело Daimler, российского представительства Hewlett-Packard и медицинской компании Bio- Rad Laboratories.

Пятая причина связана с четвертой: выбор подрядчиков, бюджетные субсидии, налоговые льготы, непрозрачное назначение единственного поставщика в крупных национальных проектах, таких как Олимпиада в Сочи, Чемпионат мира по футболу и другие вызывают у экспертов много вопросов.

Для предотвращения негативной тенденции Transparency International предлагают решать поступательно все вышеперечисленные проблемы. К примеру, внедрить в правовую систему уголовную ответственность за незаконное обогащение, отменить статус «иностранного агента» для НКО, прекратить избыточное регулирование СМИ или довести до логического правового финала хотя бы одно коррупционное дело.

«Чиновники должны понять, что коррупционная воронка засосет всех: в условиях сжимающегося рынка коррупция начнет сказываться на повседневной жизни граждан, - предупредила Елена Панфилова. В обществе уже появляются люди, борющиеся за свои права, некоторые чиновники тоже понимают опасность положения. «Однако если действия органов, противодействующих коррупции, не начнут реализовываться, от экономики ничего не останется», - резюмировала она.

Новак Анастасия
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).