Президент АвтоВАЗа Бу Андерссон вновь оказался под прицелом критики. Ранее он имел проблемы с соблюдением экологического законодательства, а также был вовлечен в конфликт акционеров, теперь же им недовольна Федеральная антимонопольная служба. Недовольство это может довольно легко превратиться в многомиллиардный штраф, пишет «Коммерсантъ».
В конце октября генеральный директор АвтоВАЗа Бу Андерссон, первый шведский менеджер этого крупнейшего в стране автопроизводителя, заявил о фиксации цены в течение девяти месяцев после начала продаж на автомобиль Lada Vesta, который уже производится в Ижевске. При этом цена на автомобиль пока неизвестна, она официально будет объявлена накануне старта продаж, который запланирован на 25 ноября.
На церемонии запуска сборки модели, 25 сентября, Бу Андерссон заявил, что стоить Lada Vesta будет 495–600 тысяч рублей. Но с тех пор пошли слухи о том, что завод поднимет отпускную цену до 550-650 тысяч, и тогда новая Lada будет стоить примерно как корейские Ria Rio или Hyundai Solaris.
Именно это возможное удержание цены и не понравилось Федеральной антимонопольной службе. В ФАС уверены, что такие действия могут привести к нарушению закона о защите конкуренции, поскольку АвтоВАЗ запретить дилерам не только повышать цены, но и делать скидки для покупателей Lada Vesta.
«ФАС на основании статьи 25.7 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" предостерегает от совершения планируемых действий в связи с тем, что такие действия могут привести к нарушению части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"», — говорится, как передает «Финам», в сообщении ФАС.
В августе 2014 года Андерссон уже заявлял о заморозке цен на продукцию АвтоВАЗа, но тогда из-за девальвации рубля слова сдержать не удалось: в среднем автомобили Lada подорожали на 10%.
В разговоре с «Коммерсантом» управляющий партнер KK&P Максим Кульков отметил, что если ФАС действительно установит факт согласования действий руководства АвтоВАЗа с конкурентами для поддержания цен на автомобили, то штраф может составить 1-15% от выручки, а это до 5 млрд рублей.
Между тем автомобильный рынок в России переживает серьезный спад: после скачка продаж в конце лета, когда многие купили авто опасаясь новой девальвации, осенью продолжается рекордное падение интереса россиян к покупке новых машин.
Ассоциация европейского бизнеса подсчитала, что в октябре продажи легковых и легких коммерческих автомобилей (сегмент LCV) сократились на 38,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В сентября спад продаж составлял 28,6%, а августе — «всего» 19,7%.
При этом самой продаваемой машиной оказался Hyundai Solaris, за ним идет Lada Granta, KIA New Rio, Volkswagen Polo, Renault Duster, Renault Logan, Renault Sandero, Chevrolet Niva, Lada Largus и Lada Kalina. Четыре из лесяти позиций за АвтоВАЗу, производителю есть, что терять.
Глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер считает, что усиление спада, как это ни странно, связано со стабилизацией курса рубля. Также негативно на розничные продажи оказывают приостановка правительственной программы по поддержке утилизации и трейд-ин, которая была запущена в сентябре 2014 года.