Сергей Собянин, будущий мэр Москвы (мало кто сомневается в том, что завтра Мосгордума наделит его полномочиями), проводит встречи и делает программные заявления. После единороссов настала очередь профсоюзов, где Собянин сказал нечто до боли напоминающее лозунг националистов «Москва для москвичей». По всей видимости, это всего лишь «предвыборная риторика», но новому московскому мэру лучше воздерживаться от популистских решений. Если подобно проблеме мигрантов будут решаться и прочие проблемы Москвы — транспортная, строительная и так далее — новая политика станет пролонгацией «лужковского режима», пусть и с другим лицом и даже головным убором.
Собянин заявил, что рабочие места в Москве должны в первую очередь предоставляться москвичам. "Мы должны вместе работать над тем, чтобы рабочие места, которые есть в Москве, предоставлялись в первую очередь москвичам", - сказал Собянин в среду на встрече с представителями московской федерации профсоюзов. "Все развитые города должны быть направлены на создание высокотехнологичных, достойных рабочих мест", - отметил Собянин. Он добавил, что москвичи при этом должны постоянно совершенствовать уровень своего профессионального образования, чтобы "отвечать современным требованиям".
"И чтобы москвичи могли воспользоваться этим, надо постоянно увеличивать их профессиональное образование и навыки. Система непрерывного профессионального образования необходимо развивать, чтобы отвечать современным требованиям", - заявил Собянин.
Не будем хихикать на тему того, что сам будущий московский мэр (как и значительная часть его коллег по правительству) — не совсем москвич и формально предложил не утверждать его мэром. Все «предвыборные» посылы Сергея Собянина вряд ли стоит считать сильно проработанными, но определенно стоит воспринимать как сигналы. В данном случае имеем дело с сигналом «преемственности курса» и стремлением — нормальным для политика — понравиться и народу и истеблишменту. Московские власти традиционно выступают против засилья мигрантов в Москве. В декабре прошлого Юрий Лужков предлагал ужесточить миграционное законодательство, которое, по его мнению, не отвечает сейчас требованиям безопасности. Лужков сказал, что сейчас мигрант имеет право приехать без оформления визы и законно находиться в городе 90 суток. По мнению мэра, это слишком долгий срок и его надо сократить до одного месяца. «Что мигрант будет делать 90 дней в Москве, если он сразу не нашел работу? Понятное дело, он будет заниматься воровством, разбоем или случайными заработками. Нам такое в Москве не нужно», – заявил мэр.
Противоречивые констатации фактов
Проблема миграции действительно серьезна, но миграция в Москву неизбежна. С самой отмены крепостного права население Москвы стремительно растет и связано это не только с естественным приростом. Наоборот, по сравнению с остальной страной большие города характеризуются относительно низким уровнем рождаемости. Прирост — это мигранты.
«В 2007 году Москва получила 48,6 человека миграционного прироста на 10 тысяч своих жителей против 18,2 человека в среднем по стране. Еще больше мигрантов (111 человек на 10 тысяч) осело в Московской области, где легче зарегистрироваться, дешевле жилье и не столь силен милицейский рэкет. За мигрантов с Москвой способны конкурировать лишь единичные регионы страны — Санкт-Петербург и Ленинградская область, Краснодарский край, Белгородская область и нефтегазовый Тюменский север», отмечают авторы исследования «Москва и миграция». Отметим, что Собянин — выходец из ХМАО, с того самого «Тюменского севера». То есть — проблема миграции ему в целом известна.
В чиновной и националистической средах широко распространено мнение, что мигранты отнимают рабочие места у резидентов. От этого отстраивается и политика властей в отношении мигрантов. «Пытаясь справиться с последствиями кризиса, правительства принимают протекционистские меры по защите национального рынка труда. Распространенные представления о том, что мигранты «отбирают работу» у местного населения, заставляют правительства принимающих стран ужесточать миграционную политику, так как это произошло в Италии, Испании, Великобритании. Россия наряду с Таиландом, Казахстаном, Малайзией, Южной Кореей также ввела протекционистские меры. Эти же представления, транслированные СМИ, способствуют усилению дискриминации и ксенофобии, а также росту противоречий между принимающими и отправляющими странами», - пишут авторы исследования «Таджикские мигранты во время кризиса». Противное этому представление — резиденты не желают браться за работу, выполняемую мигрантами, соответственно, на рынке труда у обеих групп просто разные ниши. Однако правительство в кризис решило сокращать квоты для мигрантов-иностранцев.
В 2010 году квота на выдачу разрешения на работу составила порядка 1,9 млн. человек. «В первую очередь это связано с потребностью работодателей и ситуацией на рынке труда в целом», – заявляла куратор проблемы в Минсоцздраве Татьяна Блинова. По заявкам регионов размер квоты на приглашения иностранных работников составит порядка 600 тыс человек. Это означает, что Россия сократила квоты на мигрантов вдвое, по сравнению с 2009 годом (в 2008, когда утверждались квоты, о кризисе еще мало кто думал). Москва поступила радикальнее и снизила квоты аж в три раза. Вроде бы формально политика была оправдана — безработица в Москве была сведена к минимуму. Однако, во-первых, это зарегистрированная безработица (москвичи и жители крупных городов меньше хотят становиться на биржу труда и получать пособие по безработице), а во-вторых — не зафиксирована безработица среди трудовых мигрантов-россиян. Вообще же гостатистика в этой сфере крайне ненадежна и понять сколько нужно мигрантов чиновники и консультанты властей не всегда в состоянии.
Вторая проблема, на которой заостряют противники мигрантов внимание, - рост преступности. На заседании в Казани в прошлом году глава МВД Рашид Нургалиев рассказал, что многим мигрантам теперь даже не на что выехать за пределы России. По его словам, отчаявшиеся люди могут пойти на преступления, в том числе тяжкие и особо тяжкие, такие как грабежи, разбои, кражи, убийства. Нургалиев подчеркнул, что количество преступлений, совершенных гражданами Таджикистана в первом полугодии 2009 года, выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 28,4% и составило 6419 правонарушений. Такие заявления приводят к увеличению оброка правоохранителей и сотрудников миграционной службы. По данным авторов исследования «Таджикские трудовые мигранты во время кризиса», в кризис произошел «рост неформальных платежей, которые мигранты выплачивают работникам правоохранительных органов за легализацию и нахождение на территории России — это отметили 39,6% респондентов. Интервью показали, что неформальные платежи ФМС, участковым инспекторам МВД и другим представителям правоохранительных органов Российской Федерации увеличились в несколько раз (до 7-10 раз)».
Глас народа — потеря денег
Россияне за политику ограничения вотношении мигрантов. По данным ноябрьского (2009 года)опроса Левада-центра, 51 процент россиян выступают за ограничение потока мигрантов, 31 — против таких ограничений. 69 процентов москвичей выступили за политику ограничения. Политики (в нашем случае — Юрий Лужков и Сергей Собянин)
Популизм политиков, идущих на поводу у населения, приводит к принятию мало на чем основанных решений по ограничению привлечения иммигрантов на работу. Меж тем здесь несомненно требуется научный подход и расчет. Для США последствия от тех или иных последствий миграционной политики были рассчитаны, например, в работе Морина Риммера и Питера Диксона (см. Ограничение или легализация? Экономические последствия иммиграционной реформы). Авторы уверены, что «ужесточение пограничного режима обернется существенным падением благосостояния американских семей. Главный его результат будет заключаться в повышении зарплат нелегальных иммигрантов, которые останутся на территории США, т.е., по сути, речь идет о перераспределении доходов легальных резидентов в их пользу. Кроме того — и это еще важнее — ограничение притока «нелегалов» приведет к перекосу в структуре занятости работников-американцев в пользу низкооплачиваемых рабочих мест, не требующих высокой квалификации, поскольку они станут более привлекательными и доступными по сравнению с высокооплачиваемой работой. В конечном итоге это обернется общим сокращением производительности труда работников-американцев, а следовательно и снижением их средней реальной зарплаты».
Жестче контролировать мигрантов — тоже не самый лучший выход, отмечают исследователи. «В данном случае повышение стоимости нелегальной рабочей силы, вызванное дефицитом, не реализуется в виде роста зарплаты этих работников, а растрачивается на действия работодателей, призванные избежать уголовного преследования, включая наем адвокатов, бухгалтеров и других специалистов. Пользуясь терминологией экономической науки, можно сказать, что повышение стоимости нелегальной рабочей силы, вызванное ее дефицитом, преобразуется в социальные издержки монополии». Пишут Риммер и Диксон. В российской ситуации следует добавить — на взятки, ведущие к дальнейшему развращению и разложению и без того небезупречной милиции. Происходит системный сбой, который вряд ли способно исправить переименование милиции в полицию (к слову — среди милиционеров много приезжих).
«По итогам имитации 1 (усиление охраны границ — «Полит.ру») получается, что ужесточение охраны границ сдвигает кривую предложения нелегальной рабочей силы вовнутрь настолько, что количество таких работников в США к 2019 году снизится на 28,6% — с 12,4 миллионов при «нормальном» прогнозе до 8,8 миллионов в прогнозе с учетом изменений политического курса. Это приведет к снижению совокупного благосостояния американских семей на 0,55% от валового внутреннего продукта, или на 80 миллиардов долларов при его нынешнем объеме. Сценарий с ужесточением контроля внутри страны (имитация 2) должен повлиять на уровень занятости нелегальных иммигрантов аналогичным образом. В этом случае снижение благосостояния американцев составит 0,45% от ВВП», - пишут американские специалисты. Такова цена мер по ужесточению миграции в США, схожий эффект наблюдался бы и в России, если бы не высокий уровень коррупции и высокая роль неформальных связей и неписанных законов. У нас издержки могут быть не столь велики для официальной экономики. Но снизят эффективность бизнеса и в конечном счете — эффективность региона.
Анализируй это
Политика ограничения потока мигрантов в Москву не решает никаких проблем хотя бы потому, что мигранты, недопущенные в Москву «оседают» в Подмосковье, нагружая и без того проблемные транспортные пути и усугубляя транспортную ситуацию (попробуйте добраться утром из подмосковного Дедовска в Южное Бутово на машине — увидите сами). Покуда проблема взаимоотношений Москвы и Подмосковья не решена системно (при Лужкове вовсе был почти персональный конфликт с Подмосковным губернатором Громовым), не устранены системные противоречия и не урегулированы хозяйственные споры, говорить о решениях регионального уровня преждевременно. Нет единой транспортной проблемы, не проработаны планы развития Москвы и области с учетом взаимных нужд (о транспортной проблеме соседних регионов и методах ее решения см. лекцию Михаила Блинкина «Транспорт в городе, удобном для жизни»).
Однако российские руководители периодически пытаются решить проблему радикально. Так, в 2006 году Владимир Путин потребовал "отрегулировать присутствие там (на рынках — «Полит.ру») иностранных работников, в том числе усилив ответственность администраций за нарушения миграционных правил, как работниками рынка, так и участниками торговли". По мнению Владимира Путина, такое положение дел - "это не в последнюю очередь результат того, что государство, региональные и муниципальные власти не могут до сих пор отрегулировать эту сферу деятельности". "Сплошная коррупция в административном аппарате и правоохранительных органах, конечно, граждане не довольны", - подчеркнул российский президент. Торговцы-иностранцы были изгнаны с продовольственных рынков
Эффект от такой политики (помимо отрицательного, полагаем, экономического — о чем уже говорили) — нулевой. Кавказцы на рынки потом тоже вернулись — коррупция, знаете ли. Вот и заявления Собянина будут иметь в лучшем случае нулевой, с точки зрения административной практики, результат. В худшем случае на кампании кто-то сможет заработать.
Остается надеяться, что заявления Собянина - «предвыборные», а политика новой городской администрацией будет проводиться более вдумчивая, нежели вел его предшественник, крепкий хозяйственник, почти приведший Москву к транспортному коллапсу и чьими — не в последнюю очередь — усилиями цена на жилье за последние десять лет выросла в пять раз. Может новый мэр все-таки послушает специалистов по проблематике, а не только зависимые от городских властей НИИ (типа НИИ Генплана), выполняющие заказ отдельных чиновников. Москве нужна экспертиза. Ну а за мигрантов волноваться не стоит — вряд ли Сергею Собянину, даже если ему симпатичен лозунг «Москва для москвичей», нравится первая часть расхожей фразы — в нем все-таки течет кровь манси.