Москва распродает непрофильные активы. Масштабные заявленные транспортные программы, дефицит бюджета и невозможность сокращения социальных расходов делают это практически неизбежным. Впрочем, город, продавая лишается прибыли в будущем.
«Газпром нефть» стала единственным акционером Sibir Energy, сообщил 15 февраля официальный сайт нефтяной компании. Накануне, 14 февраля в понедельник, совет директоров Sibir Energy принял решение об уменьшении уставного капитала компании на 86,25 млн акций (22,39%). Центральная Топливная Компания (ЦТК), подконтрольная столичному правительству, приняла решение выйти из состава владельцев Sibir Energy.
«Газпром нефть» в 2009 году выкупила 27,75% акций компании у миноритариев. затем были приобретены 23,35% доли у Игоря Кесаева и 25,66% у Шалвы Чигиринского и Руслана Байсарова. На выкуп акций «Газпром нефть» потратила $2,4 млрд. В результате с 15 февраля «Газпром нефть» стала единственным акционером Sibir Energy. За принадлежавший ранее ЦТК пакет акций Sibir Energy будет выплачена компенсация в размере $740 млн. Ранее в СМИ сделка оценивалась в 900 млн, то есть «Газпром нефть» умудрилась прилично сэкономить.
История с приобретением «Сибнефтью» (впоследствии «Газпром нефтью») контроля над МНПЗ старая. В 2005-2007 годах наблюдалась даже настоящая бизнес-война «Сибнефти» и «Татнефти» с одной стороны и Шалвы Чигиринского и поддерживающих московских властей — с другой. На завод претендовали и другие компании из «больших» НК, но «Газпром нефть» уже была в капитале МНПЗ и ей удалось все сделки заблокировать.
Московские власти традиционно относились к перспективам приобретения МНПЗ частниками скептически. В 2009 году бывший зам Лужкова по имущественному комплексу столицы Владимир Силкин говорил, что свою долю Москва ни за что не продаст и даже ведет переговоры с «Газпром нефтью» об увеличении доли правительства в контроле над МНПЗ. Летом 2010 года сам Лужков заявлял о том, что город хочет принимать более активное участие в управлении НПЗ. Чуть позднее Юрий Лужков подписал программу приватизации московского имущества до 2013 года, куда более скромную, нежели реализуется сейчас. Столица планировала продать 50% «Radisson SAS Славянская» и 20% «Swissotel Красные холмы», 26% ОАО «Авиа-Бизнес-Терминал», обслуживающего воздушные суда в бизнес-терминале «Внуково-3». Речи об МНПЗ не шло. Город рассчитывал выручить за активы 900 млн долларов.
При Собянине Москва была вынуждена, таким образом, не только пойти на займы у федерального бюджета, но и существенно расширить список Правительство столицы планирует реализовать порядка двух сотен пакетов акций в 433 компаниях. На торги будут, в частности, выставлены пакеты «Гостиного двора», аэропорта «Внуково» и Моспромстроя. Правда, и в расширенный список Sibir Energy не попала, как и банк Москвы. Тогда же, в конце декабря 2010 года состоялась встреча президента «Газпром нефти» Александра Дюкова с Собяниным, на которой, по информации «Коммерсанта», и было достигнуто соглашение о сделке.
На более активные меры по распродаже объектов имущественного комплекса мэрию подтолкнуло две вещи. Во-первых, масштабная транспортная программа на фоне бюджетного дефицита. Во-вторых, призыв Дмитрия Медведева избавляться от непрофильной госсобственности.
Слова Дмитрия Медведева подкрепили финансовыми стимулами. Как заявил в конце ноября министра финансов Алексей Кудрин, в случае обращения регионов за дополнительной помощью Минфин будет требовать от них предоставления программы постепенного отказа от пакетов в бизнесе. Иными словами: поддержка из федерального бюджета может обременяться условием продажи каких-либо активов. «Этот новый посыл будет применяться со следующего года. Сергей Семенович поддерживает этот подход», - сказал Кудрин, объяснив, что имеет в виду в том числе продажу активов, которыми владеет Москва. Важно, правда, не будет ли для Москва обременяться еще и в плане выбора покупателя и конечной цены (всяческие дисконты могут же и так объясняться).
Кроме того, у Москвы (точнее, у Сергея Собянина) имеется обременение политическое. После назначения президент обозначил ему приоритеты — борьба с транспортным коллапсом и недопущение сокращения социальных программ. Такая вилка, с учетом дефицита московского бюджета не оставляла альтернативы — нужны и федеральные деньги и собственные средства. Расходы на дорожно-транспортную систему в Москве увеличили в 2011 году втрое до более чем 200 млрд рублей.
Дефицит московского бюджета составляет порядка 120 миллиардов рублей, говорил недавно заместитель мэра столицы по экономическим вопросам Андрей Шаронов. «Мэр Москвы Сергей Собянин серьезно увеличил расходы на городскую инфраструктуру, прежде всего на транспортную, сформулировав это как один из приоритетов и подкрепив его изменением структуры бюджета», - сказал Шаронов в эфире радиостанции «Эхо Москвы». 146-миллиардный дефицит заложен в бюджет текущего года. Московские власти уверяют, что город в состоянии обслуживать такой долг. Однако продавать имущество будут и далее.
Критика такой политики - при всей ее неизбежности — присутствует, чедь Москва продаст непрофиль только «вкусный» для инвесторов. А вот доходы с этого имущества городской бюджет больше получать не будет (есть, впрочем, некоторые сомнения, что ранее с доходами все обстояло прозрачно). В случае с «Газпром нефтью» получилось вообще непатриотично — компания платит налоги в Санкт-Петербурге и — если обида за отказ в строительстве Охта-центра не пересилит — будет платить не в Москве и в дальнейшем.