будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 12, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

МВФ опять некстати

Приезды руководителей Международного валютного фонда сейчас не носят такого всеобъемлющего значения, как это имело место еще несколько лет назад. Тогда каждый визит был знаковым, если не сказать эпохальным, от него все ждали ответа на один простой, но важный вопрос – нам дадут еще денег или нет? Соответственно, имена тогдашних руководителей МВФ знал чуть ли не каждый школьник – Мишель Камдессю и Стенли Фишер были популярными героями телевизионных репортажей, сводок новостей и аналитических программ и статей.

Но времена меняются, а вместе с ними меняемся и мы, и МВФ нам уже не так сильно нужен, как в былые годы. Вместо выклянчивания новых кредитов мы регулярно погашаем ранее полученные, ВВП растет год за годом, инфляция в норме, платежный баланс и государственный бюджет сводятся с профицитом, валютные резервы подрастают, как грибы после дождя. Более того, в бюджетах РФ время от времени предусматриваются суммы для взносов в уставный капитал МВФ в счет российской квоты. То есть мы и сами становимся кредитором в международном масштабе.

Сейчас МВФ в России делать, собственно, нечего: все или почти все его требования мы и так выполняем. Выполняем, надо честно сказать, не путем приложения каких-то особых усилий, а в силу сложившейся экономической ситуации в мировом хозяйстве. Но кто на такие мелочи будет сейчас обращать внимание? Особенно после пережитых нами (и не только нами) дефолтов и обвальных девальваций.

Год за годом интервал между визитами миссий МВФ становиться все больше и больше. Сначала они ездили каждый квартал, потом каждые полгода, а теперь и вовсе стали приезжать только один раз в год, писать критический доклад об успешно развивающийся российской экономике и убывать восвояси.

Доклады эти никто, кроме особо интересующихся экономикой журналистов, не читал, так как деньги МВФ нам уже нужны не были. Вот и имена управляющих этой уважаемой организации стали малознакомы нашей широкой публике, особенно после чистки в руководящих рядах МВФ, предпринятой после ряда дефолтов 1998-2000 годов, когда со своих постов были сняты все популярные у нас лица.

Однако визит к нам одного из основных руководителей МВФ, первого заместителя директора-распорядителя Фонда Энн Крюгер, вызывает неподдельный интерес. Не столько в связи с самой личностью визитера, хотя познакомится тоже приятно, но поскольку интересно узнать: что такого нам сейчас может посоветовать МВФ? Ведь у нас все прекрасно, и в скором времени уже к нам будут ездить делегации со всего белого света учиться опыту структурной перестройки и финансовой стабилизации. Может быть, кстати, именно за этим первый заместитель директора МВФ к нам и приехала?

Но нет, у нас не все пока ладиться, и советы сторонних наблюдателей по-прежнему необходимы. Во всяком случае, так считают сами проверяющие, то есть – гости. Поэтому мы с понятным нетерпением ждали пресс-конференцию представителя крупнейшей мировой финансовой организации, надеясь услышать о себе что-то новенькое. Но не дождались…

Сказав несколько дежурных фраз о прекрасной экономической ситуации в России, г-жа Крюгер обратила внимание присутствующих на некоторые трудности, с которыми может столкнуться российский хозяйственный организм, если у нас и дальше все будет идти хорошо. Трудности заключаются в том, что несколько лет роста усилили напряженность, с одной стороны, на рынке труда, а, с другой, в части производственных мощностей. Иначе говоря: Россия исчерпала все резервы роста на имеющейся технологической базе, и в дальнейшем экономическое развитие должно замедлиться. Каждый дополнительный процент прироста ВВП будет даваться все с большим и большим трудом. В этой связи небывалую остроту приобретают вопросы, связанные с большим потоком нефтедолларов. Во-первых, у российского Правительства есть соблазн использовать сверхординарные доходы для расширения непроцентных расходов, то есть на повышение содержания бюджетной сферы и увеличение социальных выплат. Это вызовет дополнительный платежеспособный спрос со стороны бюджетного сектора и частных лиц, что в условиях ограничений по мощностям и по труду приведет к ускоренному росту цен. И, по-видимому, к переориентации ограниченных ресурсов из более эффективного частного в менее эффективный бюджетный сектор экономики.

Другой опасностью, которую таят в себе легкие деньги, является быстрое прекращение их поступления, если цены на нефть внезапно снизятся. Тогда доходы бюджета резко упадут и профинансировать взятые на себя обязательства ему будет трудновато. Если, конечно, не прибегать для покрытия дефицита бюджета, который не замедлит образоваться, к эмиссии. Но если будет эмиссия, тогда будет та же инфляция, и мы придем к такому же результату, как и в первом случае.

К сожалению, специальных рекомендаций, которые были бы сейчас очень кстати, зам. директора-распорядителя не дает, а отделывается общими словами: не увеличивать расходы бюджета, дополнительные доходы отправлять в Стабилизационный фонд, провести реформу банковской системы и тому подобное, что нам самим и так хорошо известно. Но даже эти, правильные, в общем, советы, прозвучали крайне не ко времени. Возникает ощущение, что референты г-жи Крюгер плохо подготовили ее визит и не читали свежих российских газет. А если бы они их читали, то узнали бы, что военные расходы России в следующем году увеличатся сразу на 50%, при этом все остальные статьи расходов госбюджета будут профинансированы, как и запроектировано, то есть со значительным повышением против уровня текущего года. То есть никакого ограничения непроцентных расходов у нас все равно не будет, а будет их бурный рост.

Зато реформа банковской системы у нас действительно ведется, как раз с июля месяца у ряда крупных, средних и мелких банков отозвали лицензии, поставив при этом клиентов этих и всех прочих банков в затруднительное положение, надолго заморозив их средства.

МВФ также не осведомлен и о том, что якобы имеющаяся нехватка рабочей силы таковой не является, так как ленивых и нетрудоспособных россиян успешно замещают выходцы из стран СНГ или даже Китайской Народной Республики. А там свободных трудовых ресурсов как раз видимо-невидимо.

Хотя, может быть, после усиления антитеррористических мер, милиция повысит бдительность и начнет энергичней выявлять нелегальных рабочих, и высылать их на историческую Родину. Тогда рынок труда разбалансируется, и советы МВФ будут очень кстати. Но чтобы наша милиция проявила подобную принципиальность, расходы на оборону и безопасность государства надо будет увеличивать не на 50%, а в пять раз - минимум. Но этого уже точно не будет, так как на такой рост никаких нефтедолларов не хватит.

Поэтому мы, как уже несколько лет подряд, будем обходиться своим умом, и выслушивать рекомендации внешних экспертов только из вежливости.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).