Приезды руководителей Международного валютного фонда сейчас не носят такого всеобъемлющего значения, как это имело место еще несколько лет назад. Тогда каждый визит был знаковым, если не сказать эпохальным, от него все ждали ответа на один простой, но важный вопрос – нам дадут еще денег или нет? Соответственно, имена тогдашних руководителей МВФ знал чуть ли не каждый школьник – Мишель Камдессю и Стенли Фишер были популярными героями телевизионных репортажей, сводок новостей и аналитических программ и статей.
Но времена меняются, а вместе с ними меняемся и мы, и МВФ нам уже не так сильно нужен, как в былые годы. Вместо выклянчивания новых кредитов мы регулярно погашаем ранее полученные, ВВП растет год за годом, инфляция в норме, платежный баланс и государственный бюджет сводятся с профицитом, валютные резервы подрастают, как грибы после дождя. Более того, в бюджетах РФ время от времени предусматриваются суммы для взносов в уставный капитал МВФ в счет российской квоты. То есть мы и сами становимся кредитором в международном масштабе.
Сейчас МВФ в России делать, собственно, нечего: все или почти все его требования мы и так выполняем. Выполняем, надо честно сказать, не путем приложения каких-то особых усилий, а в силу сложившейся экономической ситуации в мировом хозяйстве. Но кто на такие мелочи будет сейчас обращать внимание? Особенно после пережитых нами (и не только нами) дефолтов и обвальных девальваций.
Год за годом интервал между визитами миссий МВФ становиться все больше и больше. Сначала они ездили каждый квартал, потом каждые полгода, а теперь и вовсе стали приезжать только один раз в год, писать критический доклад об успешно развивающийся российской экономике и убывать восвояси.
Доклады эти никто, кроме особо интересующихся экономикой журналистов, не читал, так как деньги МВФ нам уже нужны не были. Вот и имена управляющих этой уважаемой организации стали малознакомы нашей широкой публике, особенно после чистки в руководящих рядах МВФ, предпринятой после ряда дефолтов 1998-2000 годов, когда со своих постов были сняты все популярные у нас лица.
Однако визит к нам одного из основных руководителей МВФ, первого заместителя директора-распорядителя Фонда Энн Крюгер, вызывает неподдельный интерес. Не столько в связи с самой личностью визитера, хотя познакомится тоже приятно, но поскольку интересно узнать: что такого нам сейчас может посоветовать МВФ? Ведь у нас все прекрасно, и в скором времени уже к нам будут ездить делегации со всего белого света учиться опыту структурной перестройки и финансовой стабилизации. Может быть, кстати, именно за этим первый заместитель директора МВФ к нам и приехала?
Но нет, у нас не все пока ладиться, и советы сторонних наблюдателей по-прежнему необходимы. Во всяком случае, так считают сами проверяющие, то есть – гости. Поэтому мы с понятным нетерпением ждали пресс-конференцию представителя крупнейшей мировой финансовой организации, надеясь услышать о себе что-то новенькое. Но не дождались…
Сказав несколько дежурных фраз о прекрасной экономической ситуации в России, г-жа Крюгер обратила внимание присутствующих на некоторые трудности, с которыми может столкнуться российский хозяйственный организм, если у нас и дальше все будет идти хорошо. Трудности заключаются в том, что несколько лет роста усилили напряженность, с одной стороны, на рынке труда, а, с другой, в части производственных мощностей. Иначе говоря: Россия исчерпала все резервы роста на имеющейся технологической базе, и в дальнейшем экономическое развитие должно замедлиться. Каждый дополнительный процент прироста ВВП будет даваться все с большим и большим трудом. В этой связи небывалую остроту приобретают вопросы, связанные с большим потоком нефтедолларов. Во-первых, у российского Правительства есть соблазн использовать сверхординарные доходы для расширения непроцентных расходов, то есть на повышение содержания бюджетной сферы и увеличение социальных выплат. Это вызовет дополнительный платежеспособный спрос со стороны бюджетного сектора и частных лиц, что в условиях ограничений по мощностям и по труду приведет к ускоренному росту цен. И, по-видимому, к переориентации ограниченных ресурсов из более эффективного частного в менее эффективный бюджетный сектор экономики.
Другой опасностью, которую таят в себе легкие деньги, является быстрое прекращение их поступления, если цены на нефть внезапно снизятся. Тогда доходы бюджета резко упадут и профинансировать взятые на себя обязательства ему будет трудновато. Если, конечно, не прибегать для покрытия дефицита бюджета, который не замедлит образоваться, к эмиссии. Но если будет эмиссия, тогда будет та же инфляция, и мы придем к такому же результату, как и в первом случае.
К сожалению, специальных рекомендаций, которые были бы сейчас очень кстати, зам. директора-распорядителя не дает, а отделывается общими словами: не увеличивать расходы бюджета, дополнительные доходы отправлять в Стабилизационный фонд, провести реформу банковской системы и тому подобное, что нам самим и так хорошо известно. Но даже эти, правильные, в общем, советы, прозвучали крайне не ко времени. Возникает ощущение, что референты г-жи Крюгер плохо подготовили ее визит и не читали свежих российских газет. А если бы они их читали, то узнали бы, что военные расходы России в следующем году увеличатся сразу на 50%, при этом все остальные статьи расходов госбюджета будут профинансированы, как и запроектировано, то есть со значительным повышением против уровня текущего года. То есть никакого ограничения непроцентных расходов у нас все равно не будет, а будет их бурный рост.
Зато реформа банковской системы у нас действительно ведется, как раз с июля месяца у ряда крупных, средних и мелких банков отозвали лицензии, поставив при этом клиентов этих и всех прочих банков в затруднительное положение, надолго заморозив их средства.
МВФ также не осведомлен и о том, что якобы имеющаяся нехватка рабочей силы таковой не является, так как ленивых и нетрудоспособных россиян успешно замещают выходцы из стран СНГ или даже Китайской Народной Республики. А там свободных трудовых ресурсов как раз видимо-невидимо.
Хотя, может быть, после усиления антитеррористических мер, милиция повысит бдительность и начнет энергичней выявлять нелегальных рабочих, и высылать их на историческую Родину. Тогда рынок труда разбалансируется, и советы МВФ будут очень кстати. Но чтобы наша милиция проявила подобную принципиальность, расходы на оборону и безопасность государства надо будет увеличивать не на 50%, а в пять раз - минимум. Но этого уже точно не будет, так как на такой рост никаких нефтедолларов не хватит.
Поэтому мы, как уже несколько лет подряд, будем обходиться своим умом, и выслушивать рекомендации внешних экспертов только из вежливости.