будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 18, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Мы достигли пределов роста

Мы достигли пределов роста
98_04

Прошли чуть больше полутора недель, и виновные в московском энергокризисе были найдены и публично объявлены лично президентом России. Как и следовало ожидать, они были найдены среди руководителей энергоснабжающей организации региона – АО “Мосэнерго”, на которых, по мнению президента, ложится вся тяжесть ответственности. На других участников произошедшего – например, потребителей электроэнергии, - ответственность, кажется, не распространяется вовсе. Виновные, в ужасе от содеянного, уже написали заявления об уходе с занимаемых должностей. Грозит ли им что-то большее, чем просто потеря руководящих кресел, сейчас сказать трудно, но в наше время ничего исключать нельзя.

Тем не менее, пока окончательный вердикт еще не вынесен, у нас есть возможность обсудить это событие в более широком плане, чем просто поиск виновных с последующими оргвыводами. А план этот состоит в том, чтобы рассмотреть произошедшую аварию не как случай плохого управления одной отдельно взятой компанией, а как результат экономического развития России за последние несколько лет.

Хотя сама постановка вопроса выглядит несколько странно: авария – результат развития, но, с экономической точки зрения, ничего особенного тут нет. На самом деле все могло обойтись и без аварийного отключения потребителей, но тогда широкая публика ничего бы не узнала и, что самое главное, не почувствовала бы на своей шкуре все прелести кризисного состояния энергетической отрасли. А кризис там назревал давно, и только умелые действия управленцев различных звеньев позволяли избежать неприятностей, а то бы они случились гораздо раньше, чем 26 мая, да и последствия были бы гораздо тяжелее.

Итак, каким же образом экономическое развитие могло привести к энергетическому кризису? Начнем с того, что за период, прошедший после кризиса 1998 года, производство промышленной продукции выросло на 65%, а вот производство электроэнергии – на 12,5%. Разрыв в темпах роста очевиден, и понятно, что рано или поздно энергетика должна была стать тормозом на пути непрерывного экономического роста. Говоря проще, на всех потребителей электроэнергии не станет хватать, и кому-то придется отказаться от планов по расширению производства.

В результате случившегося, первыми, кто должен будет свернуть развитие, станут предприятия московского региона. Они развивались слишком быстро, и поэтому раньше всех остальных подошли к барьеру, за которым движение вперед прекращается. У предприятий других регионов ресурсы для расширения еще есть, но и они должны скоро закончиться. Правда, нам казалось, что ограничение на экономический рост со стороны энергетической отрасли наступит из-за нехватки генерирующих мощностей, но передающие сети стали выходить из строя раньше. В принципе, это даже не так плохо, так как ремонт и расширение сетей обойдется гораздо дешевле, чем ввод в действие новых генерирующих мощностей, но после того, как пропускные способности линий электропередачи и понижающих трансформаторов будут приведены в соответствие с генерирующими мощностями, проблема проявиться снова. Мощности для производства энергии станут дефицитными, и экономический рост опять замедлиться.

То, что узким местом российской экономики оказалась энергетика, вышло почти случайно (хотя руководители отрасли это прогнозировали, потому и стремились ускорить ее реформу). С таким же успехом на ее месте могла оказаться газовая промышленность, которая уже сильно тормозит добычу (а заодно и выработку электроэнергии) или нефтяная отрасль, которая почти достигла предельного уровня нагрузки на свои добывающие мощности. Ограничителями могут оказаться также, например, рост заработной платы и, соответственно, себестоимость производимой продукции, или резкое сокращение поступления на рынок рабочей силы новых трудовых ресурсов. В общем, подводных камней у российской экономики хватает и, как показывает опыт, достаточно двух лет, в течение которых ВВП растет на 7%, чтобы на эти камни напороться.

Естественно, теперь срочно будет искаться выход из сложившегося положения. Такую очевидную меру, как повышение энерготарифов для ограничения спроса потребителей, органы хозяйственного управления, судя по высказываниям президента, применить побоятся. Поэтому большая часть усилий скорее всего будет направлена на “поиск внутренних резервов”, которых в каждой энергокомпании должно быть вполне достаточно, чтобы справиться с расширением производства и поставкой энергии без роста тарифов. Вероятно, для расширения производства энергокомпании смогут расширить заимствования на рынке капиталов и компенсировать не меняющуюся выручку от реализации электричества привлечением относительно дешевых займов. И, наконец, чтобы быть уж до конца справедливыми, регулирующие органы должны наложить мораторий на несколько лет на рост внутренних цен на природный газ, поставляемый для нужд электростанций. Только при соблюдении этих условий энергетическая отрасль сможет аккумулировать ресурсы, необходимые для дальнейшего устойчивого развития.

Но развитие это будет, увы, не таким быстрым, как хотелось бы. Потенциал роста в виде незагруженных генерирующих мощностей практически исчерпан, и для увеличения выпуска продукции нужен ввод новых мощностей, а это требует много средств и, что самое главное, много времени. Конечно, сейчас еще есть задел в виде недостроенных электростанций, включенных или не включенных в инвестиционную программу РАО “ЕЭС”, но он очень быстро будет исчерпан, а потом придется строить новые станции “с нуля”, и вот тогда нехватка мощностей для генерации даст себя знать в полную силу. Длительное время строительство станций будет накладывать ограничения на развитие других отраслей народного хозяйства, и о планах удвоения ВВП можно будет совершенно спокойно забыть. Во всяком случае, на время.

См. также:

  • Арсенин. О токах короткого замыкания и человеческом капитале
  • Гриценко. Цена энергокризиса
  • Досье. Катастрофа в Московском регионе.
  • Гриценко. Российская экономика: пределы роста
  • Гриценко. Ловушка для “Газпрома”
Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).