За шесть лет с 2000 по 2005 г. государственный оборонный заказ (ГОЗ) вырастет в рублевом выражении в 3,75 раза, (соответственно с 48 до 180 млрд. руб.), в долларовом — в 3,5 раза (с $1,7 до $6 млрд.). Похоже, что в текущем 2004 г. объем экспорта и объем ГОЗ впервые за все пост - советское время примерно сравняются, а с 2005 г. ГОЗ превысит стоимость экспорта – отмечает обозреватель журнала MOSCOW DEFENSE BRIEF Дмитрий Васильев. Однако рост финансирования практически не ощущается ни армией, ни предприятиями оборонной промышленности, которые разрабатывают и производят обычные вооружения. Армия по-прежнему не получает новых вооружений и крайне низкими темпами проводит модернизацию имеющейся техники.
“Факт состоит в том, что даже боевые части, противостоящие сепаратистам на Северном Кавказе, не получают столь необходимых для снижения потерь модернизированных вертолетов, способных действовать ночью и в плохую погоду, разведывательных беспилотных летательных аппаратов, надежной бронетехники для транспортировки личного состава, уровень бронирования которой обеспечивал бы надежную защиту хотя бы от ручных гранатометов. По-прежнему острой остается ситуация с системами управления, разведки и связи в тактическом звене войск” - отмечает Дмитрий Васильев.
Заказы Минобороны не заметны в доходах предприятий российского ВПК. Особенно поражает разница между тем сколько денег тратит на оборонный заказ российское правительство и сколько единиц вооружения получает российская армия. При сходных финансовых показателях (экспортные контракты - $5,56 млрд., оборонный заказ – $3,8 млрд.), поставки на экспорт составляют 36 самолетов Cу-27/30 и не менее 4 МИГ-29, а по оборонному заказу – работа российского авиапрома будет заключаться в модернизации 5 Су-27. На экспорт построено 2 фрегата (современных эсминца), а для российского ВМФ продолжается строительство подводной лодки нового поколения “Юрий Долгорукий” и ряда других долгосрочных проектов с неясными перспективами и сроками. На экспорт отправлено 80 танков Т-90-С, а по оборонному заказу их будет сделано в этом году только 14. В уже упоминавшемся нами производстве средств ПВО на экспорт отправлено 2 комплекта С-300, и ничего не сделано для российской армии.
Конечно у этого удивительного феномена есть и объективные причины – армия тратит большие деньги на ракетно-ядерные силы ( в том числе новейшие межконтинентальные баллистические ракеты “Тополь-M”) – сообщил Полит.РУ руководитель Центра анализа стратегии и технологий Руслан Пухов.
Большие средства уходят и на строительство головной ракетной ядерной лодки нового поколения “Юрий Долгорукий” и разработку для нее нового ракетного комплекса “Булава” - ее строительство продолжается несмотря на отсутствие вооружения для нее. (А должна она быть вооружена той самой ракетной системой “Булава”, которую так неудачно запускали при верховном главнокомандующем в феврале 2004 года).
Проблема по мнению специалистов заключается в том, что значительная часть оборонного заказа направляется на ремонт изношенной техники. Например, авиатехника ремонтируется преимущественно на заводах, принадлежащих Министерству обороны. Соответственно, это финансирование проходит мимо оборонной промышленности. Более того, недавний скандал с отставкой заместителя главкома ВВС Дмитрия Морозова вскрыл огромное количество нарушений в деятельности авиаремонтной сети ВВС. Средства отпущенные на оборонный заказ перегонялись подведомственным авиазаводам, с их счетов – в созданный приказом генерала Внебюджетный фонд, а затем – в коммерческий банк “Охотный ряд”.
Кроме того, специалисты обращают внимание на то, что средства расходуемые военными распыляются по бесчисленному количеству проектов. Несмотря на то, что за 12 пост - советских лет были приняты и благополучно не исполнены две государственные программы вооружений, а сейчас говорят о разработке третьей, мало что сделано для определения приоритетов - отмечают специалисты. Как прокомментировал Полит.РУ руководитель Центра анализа стратегии и технологий Руслан Пухов ситуацию: «В ВПК царит идеологический ваккум и институциональный хаос".
Предыдущие разработчики программ соревновались, разрабатывая “стратегические” программы, весьма низкого, по отзывам специалистов, качества для отраслей, близких им по каким-либо причинам, Клебанов – кораблестроения, Алешин – авиастроения.
Видимо, с учетом потребностей операции на Северном Кавказе приоритет должен быть предоставлен авиастроению, а также разработке современной бронетехники и комплектов индивидуального снаряжения военнослужащих. Реализация такой программы важна не только для армии на Северном Кавказе, но и для поддержания достигнутого в последнее время высокого уровня продаж авиатехники на экспорт.
Между тем, в 2004 г. ВВС должны получить в рамках ГОЗ всего около 12 млрд. руб. (Уже упомянутого нами генерала Морозова обвиняли в хищении 1 млрд. руб.).
Еще более важно, что одновременно с закачкой в ВПК средств оборонного заказа, опережающими темпами растут и издержки производства (в государственных документах этот сектор называется оборонно-промышленным комплексом – ОПК – Прим. Ред.). Не исключено, считают специалисты, что инфляция оборонно-промышленного рубля выше среднестатистической — она в значительной степени съедает прирост государственных расходов в рамках ГОЗ. Инфляция при увеличении производства и при бюджетном финансировании – распространенное явление, но тем не менее интересно все таки знать насколько она значительна. Профессор Высшей школы экономики Андрей Яковлев который также считает, что в российской экономике существует ситуация, когда бюджетный рубль – например в капиталовложениях стоит дешевле, чем рубль вложенный коммерческими структурами заявил Полит.Ру.: “Бюджетное, базовое финансирование играет значительную роль для поддержания устойчивости оборонно-промышленного комплекса. Однако оценить значение инфляции издержек, вызванное бюджетным финансированием не представляется возможным – сфера слишком закрыта”.
И , видимо, совсем невозможно оценить, какую долю в создании инфляции издержек занимают внебюджетные фонды, созданные генералами, а какую – объективные экономические процессы.