В России за 15 лет появится 15 тысяч километров высокоскоростных платных автодорог, рассчитывают в Министерстве транспорта и государственной компании «Автодор». Их долгосрочные стратегии предполагают, что такие дороги будут прокладывать в Центральном регионе России, а также в Сибири и на Урале. Стоимость строительства, по оценке ведомства, составит около 7 трлн рублей.
Как писала газета «Коммерсантъ», в Минтрансе ожидают, что до половины этой суммы дадут инвесторы. В то же время опрошенные газетой эксперты уверены, что в нынешних экономических условиях привлечь такие средства будет трудно, даже если часть денег инвесторы займут в госбанках.
По информации издания, ссылающегося на оказавшуюся в его распоряжении заключительную версию «Стратегии развития сети скоростных автодорог России до 2030 года», таким образом Минтранс планирует решить целый ряд проблем, в числе которых – и особенности конфигурации дорожной сети в России, и эксплуатация ряда дорог с превышением нормативной загрузки. Предполагается, что трассы пройдут между крупными промышленными центрами и городскими образованиями с населением более 1 млн человек по кратчайшему пути.
О проблеме превышения нормативной загрузки дорог говорил 15 августа и руководитель Федерального дорожного агентства (Росавтодора) Роман Старовойт. В интервью газете «Ведомости» он объяснил необходимость частого ремонта на российских дорогах именно преждевременным износом дорожного покрытия, что, по его словам, происходит из-за интенсивности движения, превышающей установленные нормы в несколько раз.
По оценке Сергея Канаева, соучредителя и руководителя общественного движения «Федерация автовладельцев России», строительство высокоскоростных шоссе в России необходимо, однако пока неясно, окажутся ли запланированные объемы достаточными с учетом растущей потребности в хороших дорогах.
«То, что на сегодняшний момент Минтранс собирается увеличить количество высокоскоростных дорог в четыре раза, – это, конечно, похвально. Однако 15 лет – это труднопрогнозируемый период, который, наверно, не дает возможности так сразу сказать, достаточно ли будет этой протяженности.
Я бы выделил в этом вопросе несколько основных моментов. Первый: увеличить протяженность скоростных дорог в четыре раза – хорошая задача и, думаю, выполнимая. Но вопрос ведь не в том, во сколько увеличится их протяженность, а в том, как эти дороги будут проложены. Они могут быть проложены так, что это не приведет к росту безопасности или к расширению сети – то есть, могут быть построены дороги, которые либо не увеличат пропускную способность сети, либо пройдут в каком-то таком районе, что на грузопоток во всей Российской Федерации их появление не повлияет.
Второй момент – что это будут платные дороги. Ну, наверно, без этого сейчас трудно было бы в четыре раза увеличить протяженность высокоскоростных дорог. Но главное – чтобы, когда строились платные дороги, у них была бесплатная альтернатива. Это предусмотрено законодательством.
Ну, и еще я хотел бы отметить, что не только эти дороги будут строиться: и улично-дорожная сеть будет расширяться, и федеральные трассы у нас будут строиться», – сказал он.
В то же время эксперты отмечают, что мир начинает отходить от принципа деления дорог на платные и бесплатные. Как рассказал в беседе с «Полит.ру» Михаил Яковлевич Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики, такое разделение в разных странах, по прогнозам специалистов, сохранится в течение пяти, максимум 10 лет.
«Если мы говорим о горизонте хотя бы 10 лет, то разговор о том, какие дороги будут платными, а какие – бесплатными, это спор вчерашнего дня с позавчерашним. На самом деле, бесплатных дорог не бывает. Только за какие-то мы платим своими налогами (и, судя по балансу, очень слабенько), а за какие-то платим у шлагбаума или какой-нибудь электроникой.
Судя по тому, что сейчас происходит в мире, в развитых странах в течение пяти, а в остальных – в течение 10 лет человечество перейдет к универсальному сбору дорожных платежей с помощью электронных гаджетов. С их помощью уже сегодня решают многие вопросы, и технически этот тоже разрешим уже сегодня. Это абсолютно несложно: проследить по моему гаджету, сколько я наездил за месяц – по центру города, по хорошим дорогам, по проселочным – а дальше прислать мне счет, как за электричество.
Это называется pay-as-you-go-tax, то есть налог "плачу, сколько еду". На эту-то систему и перейдет просвещенный мир в течение пяти лет, а остальной – в течение ближайших 10.
Нынешняя переусложненная система, которая собирает что-то за счет налогов, что-то – за счет платежей у турникетов (да еще есть и другие платежи, у грузовиков, например, свой, и так далее) – все это в течение ближайших лет кончится. Поэтому главное – лишь бы дороги были построены, а как мы называем их в сегодняшних терминах – это схоластический вопрос», – объяснил Михаил Блинкин.
Говоря о строительстве новых дорог, он подчеркнул, что, вне зависимости от источника средств на такое строительство, дороги строятся в соответствии с современными техническими нормами, так что, вне зависимости от того, отнесут их в ближайшие годы к формальной категории "платных" или "бесплатных", они будут способны выдержать запланированные нагрузки.
«Все новые дороги, какими бы они ни были, строятся по двум формулам. Если это делают на бюджетные деньги – это одно, а если есть существенная доля частных денег, это будут платные дороги. Но по какой бы формуле они ни строились, они все строятся по современным техническим нормам. И, значит, они будут держать инженерно обоснованные осевые нагрузки», – объяснил эксперт.