будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минтранспорта транспорт дороги России
Ноябрь 17, 2025
Хозяйство

«На самом деле бесплатных дорог не бывает»

«На самом деле бесплатных дорог не бывает»
d3-600-450
Дорога.. Источник: Pixabay

В России за 15 лет появится 15 тысяч километров высокоскоростных платных автодорог, рассчитывают в Министерстве транспорта и государственной компании «Автодор». Их долгосрочные стратегии предполагают, что такие дороги будут прокладывать в Центральном регионе России, а также в Сибири и на Урале. Стоимость строительства, по оценке ведомства, составит около 7 трлн рублей.

Как писала газета «Коммерсантъ», в Минтрансе ожидают, что до половины этой суммы дадут инвесторы. В то же время опрошенные газетой эксперты уверены, что в нынешних экономических условиях привлечь такие средства будет трудно, даже если часть денег инвесторы займут в госбанках.

По информации издания, ссылающегося на оказавшуюся в его распоряжении заключительную версию «Стратегии развития сети скоростных автодорог России до 2030 года», таким образом Минтранс планирует решить целый ряд проблем, в числе которых – и особенности конфигурации дорожной сети в России, и эксплуатация ряда дорог с превышением нормативной загрузки. Предполагается, что трассы пройдут между крупными промышленными центрами и городскими образованиями с населением более 1 млн человек по кратчайшему пути.

О проблеме превышения нормативной загрузки дорог говорил 15 августа и руководитель Федерального дорожного агентства (Росавтодора) Роман Старовойт. В интервью газете «Ведомости» он объяснил необходимость частого ремонта на российских дорогах именно преждевременным износом дорожного покрытия, что, по его словам, происходит из-за интенсивности движения, превышающей установленные нормы в несколько раз.

 
Ремонт дороги. / pixabay.com

По оценке Сергея Канаева, соучредителя и руководителя общественного движения «Федерация автовладельцев России», строительство высокоскоростных шоссе в России необходимо, однако пока неясно, окажутся ли запланированные объемы достаточными с учетом растущей потребности в хороших дорогах.

«То, что на сегодняшний момент Минтранс собирается увеличить количество высокоскоростных дорог в четыре раза, – это, конечно, похвально. Однако 15 лет – это труднопрогнозируемый период, который, наверно, не дает возможности так сразу сказать, достаточно ли будет этой протяженности.

Я бы выделил в этом вопросе несколько основных моментов. Первый: увеличить протяженность скоростных дорог в четыре раза – хорошая задача и, думаю, выполнимая. Но вопрос ведь не в том, во сколько увеличится их протяженность, а в том, как эти дороги будут проложены. Они могут быть проложены так, что это не приведет к росту безопасности или к расширению сети – то есть, могут быть построены дороги, которые либо не увеличат пропускную способность сети, либо пройдут в каком-то таком районе, что на грузопоток во всей Российской Федерации их появление не повлияет.

Второй момент – что это будут платные дороги. Ну, наверно, без этого сейчас трудно было бы в четыре раза увеличить протяженность высокоскоростных дорог. Но главное – чтобы, когда строились платные дороги, у них была бесплатная альтернатива. Это предусмотрено законодательством.

 
Оплата проезда. 360tv.ru

Ну, и еще я хотел бы отметить, что не только эти дороги будут строиться: и улично-дорожная сеть будет расширяться, и федеральные трассы у нас будут строиться», – сказал он.

В то же время эксперты отмечают, что мир начинает отходить от принципа деления дорог на платные и бесплатные. Как рассказал в беседе с «Полит.ру» Михаил Яковлевич Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики, такое разделение в разных странах, по прогнозам специалистов, сохранится в течение пяти, максимум 10 лет.

«Если мы говорим о горизонте хотя бы 10 лет, то разговор о том, какие дороги будут платными, а какие – бесплатными, это спор вчерашнего дня с позавчерашним. На самом деле, бесплатных дорог не бывает. Только за какие-то мы платим своими налогами (и, судя по балансу, очень слабенько), а за какие-то платим у шлагбаума или какой-нибудь электроникой. 

Судя по тому, что сейчас происходит в мире, в развитых странах в течение пяти, а в остальных – в течение 10 лет человечество перейдет к универсальному сбору дорожных платежей с помощью электронных гаджетов. С их помощью уже сегодня решают многие вопросы, и технически этот тоже разрешим уже сегодня. Это абсолютно несложно: проследить по моему гаджету, сколько я наездил за месяц – по центру города, по хорошим дорогам, по проселочным – а дальше прислать мне счет, как за электричество. 

Это называется pay-as-you-go-tax, то есть налог "плачу, сколько еду". На эту-то систему и перейдет просвещенный мир в течение пяти лет, а остальной – в течение ближайших 10.

Нынешняя переусложненная система, которая собирает что-то за счет налогов, что-то – за счет платежей у турникетов (да еще есть и другие платежи, у грузовиков, например, свой, и так далее) –  все это в течение ближайших лет кончится. Поэтому главное – лишь бы дороги были построены, а как мы называем их в сегодняшних терминах – это схоластический вопрос», – объяснил Михаил Блинкин.

Говоря о строительстве новых дорог, он подчеркнул, что, вне зависимости от источника средств на такое строительство, дороги строятся в соответствии с современными техническими нормами, так что, вне зависимости от того, отнесут их в ближайшие годы к формальной категории "платных" или "бесплатных", они будут способны выдержать запланированные нагрузки.

«Все новые дороги, какими бы они ни были, строятся по двум формулам. Если это делают на бюджетные деньги – это одно, а если есть существенная доля частных денег, это будут платные дороги. Но по какой бы формуле они ни строились, они все строятся по современным техническим нормам. И, значит, они будут держать инженерно обоснованные осевые нагрузки», – объяснил эксперт.

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).