Министерство финансов решило отказаться от введения единого налога на имущество. Теперь предполагается продолжить облагать граждан-собственников двумя налогами — земельный налог останется неизменным, а налог на имущество станет налогом на недвижимость.
В России существуют налоги на землю и на имущество с начала 1990-х годов, с момента старта рыночных преобразований. Оба налога являются местными, то есть идут в доход муниципалитетов. Земельным налогом облагаются, соответственно, собственники земельных участков, а налогом на имущество — те, кто владеет жилыми домами, квартирами, комнатами, дачами, гаражами и, как говорится в законе, «любыми иными строениями, помещениями или сооружениями».
Идея ввести единый налог на недвижимость зародилась еще в начале 2000-х годов. В Налоговый кодекс даже не был включен налог на имущество — он так и регулируется законом от 1991 года, само собой, сильно измененным. Дело в том, что в российском праве понятие собственности, например, на квартиру и на землю, пересекаются. Согласно Жилищному кодексу, если кадастровые инженеры определили, а региональные власти выделили земельный участок многоквартирному дому, то он автоматически, без каких-либо дополнительных телодвижений, становится собственностью тех, кому принадлежат квартиры. Таким образом оказывается, что за один объект — квартиру — собственник вынужден платить два налога, на имущество физических лиц и земельный.
Земельный налог уже довольно давно высчитывается, исходя из кадастровой стоимости участка, которая рассчитывается по сложной формуле и достаточно приближена к рыночной. Так, в кадастровой стоимости учитывается близость к большим городам и объектам инфраструктуры, тип земельного участка, разрешенное использование и т.д.
Идея реформирования фискального законодательства в этой области упирается в налог на недвижимость. Он исчисляется исходя из инвентаризационной стоимости, а это загадочная цифра, которая хоть и не берется с потолка, но имеет слишком отдаленное отношение к реальности.
Система оценки недвижимости была создана около полувека назад и включает в себя огромное число параметров, но в целом ее можно описать как суммарную стоимость всех затрат на строительство, помноженную на понижающий коэффициент износа. Иными словами, согласно оценке БТИ два одинаковых соседних дома будут стоить не одинаково, если один из них старше на год. Более того, часто случается, что роскошная квартира в дореволюционном доме в центре города оценивается БТИ дешевле, чем двушка в панельном доме на окраине.
В результате инвентаризационная стоимость недвижимости часто на порядок ниже ее рыночной оценки. Странный формат оценок БТИ в целом мало волнует россиян: дело в том, что налог на недвижимость, согласно закону, в большинстве случаев колеблется в диапазоне от 0,1 до 0,3% от той самой инвентаризационной стоимости — это, как правило, 1-2 тысячи рублей в год. Также от этого налога освобождаются огромное число групп населения — в том числе и пенсионеры.
Идея реформы налога на имущество заключалась в том, чтобы провести кадастровую оценку всех объектов, которые облагаются этим налогом. Это позволит приблизить налоговую базу к рыночной стоимости квартир, дач и гаражей, а ставки налога сделать более адекватными, а не взятыми с потолка.
Особенно идея переоценки всей недвижимости в стране нравилась Минфину из-за того, что это позволит сделать более самостоятельными муниципальные образования. Сейчас большая часть органов местного самоуправления сидит на шее у региональных властей, которые, в свою очередь, ходят с протянутой рукой в Москву. Эта система хорошо работала при профицитном бюджете, но при дефиците выглядит подозрительно хрупкой: однажды у федерального правительства денег будет слишком мало, регионы будут вынуждены урезать расходы, а муниципалитеты и вовсе останутся с разбитым корытом.
Более того, взимание налога исходя из рыночной стоимости будет давать правильные стимулы муниципальным властям. Сейчас часто не считается зазорным напротив жилого дома устроить какую-нибудь стоянку уборочной техники или в сложившимся квартале построить торгово-развлекательный центр. Эти действия уменьшают стоимость недвижимости, но сейчас единственные, кого это заботит — владельцы дешевеющих активов. Если муниципалитеты будут жить за счет этих налогов, они будут, в первую очередь, заинтересованы в росте стоимости квадратного метра, а это убранные подъезды, благоустроенные дворы, хорошие дороги, доступные парки.
Информация о том, что новый налог на недвижимость, который объединит в себе земельный и имущественный налоги, будет вот-вот введен, регулярно появляется уже несколько лет. Всякий раз реформа откладывается из-за того, что не все регионы успели провести кадастровую оценку всей недвижимости.
Однако теперь, по информации издания «РБК Daily», концепция изменилась. Правительство теперь считает, что граждане должны платить налог на недвижимость (вместо налога на имущество) отдельно, а земельный налог отдельно.
Радикальное изменение настроений в Минфине произошло после совещания с Владимиром Путиным 8 апреля. Президент тогда дал соответствующие поручения правительству.
Впрочем, Минфин еще не отказался от идеи исчисления налога на недвижимость исходя из кадастровой стоимости объектов — на этот раз предполагается, что новый порядок будет введен с 2015 года. Это может быть сделано даже несмотря на то, что некоторые регионы все-таки не успели закончить подготовку к нововведениям — согласно задумке Минфина, власти на местах смогут самостоятельно откладывать начало применения нового порядка сбора налогов вплоть до 2019 года.
Очевидно, что новый порядок исчисления налога вызовет недовольство населения — ведь главной целью реформы является увеличить поступления в муниципальные бюджеты. Для того, чтобы застраховаться от массовых выступлений, правительство обещает поместить множество граждан в льготные категории — там окажутся обладатели единственного жилья небольшой площади, вероятно, в льготники запишут и дачников, чьи участки не превышают площади 6 соток. О заботе о незащищенных слоях населения говорили и президент Путин, и премьер Медведев, и профильный вице-премьер Шувалов.
Главное — не переборщить с льготниками, иначе потеряется весь смысл реформы и муниципалитеты так и будут ходить за деньгами к губернаторам.